ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТЬЮТОРА

 

Преамбула

Этический кодекс тьютора составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О персональных данных», Федеральным Законом Российской федерации «Об образовании», профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (обобщенная трудовая функция «Тьюторское сопровождение обучающихся»).

 Тезаурус

Тьютор – специалист, который создает условия для формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП) и сопровождает ее реализацию.

Тьютор осуществляет свою деятельность, опираясь на базовые принципы: индивидуализацию, открытость, вариативность, избыточность, экосистемность.

Сопровождая ИОП, Тьютор в своей работе использует методы, актуализирующие в рефлексии Тьюторанта личностные смыслы, осознание им собственных намерений, ценностей, желаний; осмысление проблемных ситуаций, поиск путей их решения; выход в реальное действие.

 Заказчик – тот, кто формулирует заказ и оплачивает работу Тьютора.

 Тьюторант – тот, с кем работает Тьютор.

Индивидуальная образовательная программа – устная или письменная фиксация образовательных намерений тьюторанта (включая планирование ресурсов и временные параметры этапов их достижения).

 Заказ – задачи, поставленные Заказчиком на работу Тьютора, связанные с образованием Тьюторанта.

 Запрос – образовательное желание, намерение Тьюторанта.

 

1.Отношение к Тьюторанту

1.1. Уважение

Тьютор уважает личное достоинство Тьюторанта и его убеждения.

1.2. Безоценочность

Тьютор не оценивает деятельность Тьюторанта и его суждения, но создает дружелюбную поддерживающую атмосферу для его деятельности.

 

2. Приоритет субъектности

2.1. Поддержка становления субъектности

Тьютор поддерживает процессы становления субъектности Тьюторанта: его самоопределения, самообразования, самоорганизации.

В том случае, когда данное положение вступает в противоречие с требованиями Заказчика, заказ должен быть скорректирован.

В случае, если тьюторское сопровождение является обязательным элементом программы образовательной организации, Заказчик (администрация ОО) заранее уведомляет об этом Тьюторанта и его законных представителей.

2.2. Поддержка самостоятельности Тьюторанта

Тьютор актуализирует деятельность Тьюторанта по самостоятельному поиску ресурсов для реализации ИОП. Тьютор не советует Тьюторанту как поступить. Тьютор не предлагает Тьюторанту готовые решения, идеи, подходы, а сопровождает деятельность Тьюторанта по их поиску.

2.3. Согласие Тьюторанта на взаимодействие

Тьютор должен рассказать Тьюторанту о содержании Заказа. В случае согласия Тьюторанта Тьютор продолжает с ним работу. В случае, когда заказ вступает в противоречие с запросом Тьюторанта или запрос отсутствует, тьютор проводит работу по формированию запроса или коррекции заказа.

2.4. Работа с запросом Тьюторанта

В случае, если Тьютор получает запрос от Тьюторанта, Тьютор должен убедиться, что запрос не противоречит тьюторской этике и его профессиональной компетенции и совместно с Заказчиком и Тьюторантом перевести его в заказ на тьюторское сопровождение.

 

3. Защита и безопасность

3.1. Защита субъектности

В работе с Тьюторантом тьютор стремится защищать субъектность Тьюторанта.

Тьютор должен отказаться от заказа, если требования заказчика противоречат соблюдению личных границ тьюторанта.

3.2. Конфиденциальность

Тьютор сохраняет в тайне доверительную информацию, полученную в работе с Тьюторантом. В том случае, если Заказчик заинтересован в информировании о процессе работы Тьютора с Тьюторантом, то Тьютор договаривается с Тьюторантом о том, какая информация может быть сообщена Заказчику.

Тьютор заранее информирует Тьюторанта о тех случаях, когда он вынужден будет сообщить о полученной информации другим профессионалам (противоправные действия и самоповреждающие намерения).

3.3. Безопасность

Тьютор организует работу так, чтобы она не нанесла ущерб здоровью и социальному положению Тьюторанта и других связанных с ним лиц.

 

4. Проблемные этические ситуации

4.1. Соблюдение границ собственной компетентности

Тьютор работает с Тьюторантом в контексте, определенном заказом и (или) запросом.  В том случае если возникающие в ходе работы проблемные ситуации свидетельствуют о том, что Тьюторанту необходима помощь других специалистов (психолога, психиатра, юриста, эксперта, более опытного тьютора), Тьютор сообщает об этом Заказчику и, в отдельных случаях, Тьюторанту.

4.2. Выбор тьютора

Следует стремиться к тому, чтобы Тьюторанты выбирали тьютора. Тьютор не препятствует желанию Тьюторанта перейти к другому Тьютору, если иное не предусмотрено Заказчиком.

4.3.  Решение этических дилемм

Тьютор должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Тьютор консультируется по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами.

4.4. Разрешение конфликта интересов

Тьютор должен осознавать возможность возникновения конфликта интересов и владеть инструментами регулирования и разрешения этого конфликта.

Тьютор и Тьюторант (или Заказчик) до заключения соглашения оговаривают заказ, существенные условия работы, вопросы вознаграждения и иные, такие как распределение прав и обязанностей между Тьютором и Тьюторантом (или Заказчиком).

Тьютор должен избегать манипулятивного воздействия на Тьюторанта, целью которого является возникновение зависимости Тьюторанта от Тьютора.

Тьютор должен останавливать работу с Тьюторантом в случае, если проблема, сформулированная Заказчиком, разрешена или заказ реализован.

Тьютор не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения с Тьюторантом.

4.5. Честность в работе с Тьюторантом и Заказчиком

При заключении договора на тьюторское сопровождение Тьютор должен поставить Заказчика в известность о следующем:

– для него возможно выполнение профессиональных требований только в рамках Этического кодекса;

– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо.

 

5. Механизмы работы Кодекса

5.1. Принятие Кодекса

Организации, инициирующие создание Этического кодекса тьютора — АНО ДПО «ПрЭСТО»  и ООО «Межрегиональная тьюторская ассоциация».

Кодекс принимается на совместном заседании руководящих органов МТА и ПрЭСТО.

5.2. Признание Кодекса другими лицами и организациями

Если тьютор, занимающийся индивидуальной практикой, признает нормы настоящего кодекса, он размещает его текст на свой индивидуальной странице.

Если тьюторская служба образовательной организации принимает нормы настоящего кодекса, то кодекс размещается на сайте организации.

5.3. Предъявление этических норм

При приеме на работу или заключении договора тьютор знакомит Заказчика с основными аспектами этического кодекса и заключает договор исходя из возрастных, психологических особенностей и состояния здоровья тьюторанта. Важные разделы кодекса могут быть включены в текст договора.

Кодекс пятая итерация

 

2 комментария

  1. Наталия Белан:

    Можно оставлять комментарии))

  2. Nut:

    ВСЯ БЕДА НЕСЧАСТНОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО С САМЫХ ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЕГО ЖИЗНИ ЕМУ УКАЗЫВАЮТ ИЛИ ТОЛКАЮТ НА НЕВЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТРЕМЯ СПОСОБАМИ:
    1. Не создают никаких трудностей или препятствий, и ребенок стоит, точнее, крутится на месте, не зная, куда идти (воспитание в стиле «кумира семьи»). И человек остается бесплодным.
    2. Создают непреодолимые препятствия на пути к цели. (Жестокое воспитание в стиле преследователя или воспитание в стиле повышенной моральной ответственности.) Вся энергия уходит на преодоление препятствий, и нет никакого продвижения вперед. Такой человек не может наслаждаться жизнью, когда все спокойно, но у него нет радости, когда бушует буря.
    3. Создают незначительные препятствия на пути к порочным целям, что приводит к выработке неверного направления. Чем сильнее человек, тем быстрее попадет в беду. Всевозможные запреты типа не пить, не курить, не гулять и пр., если окончательно и не сбивают с пути, то очень тормозят движение к счастью.
    Чего не знают многие родители и воспитатели, так это того, что путь человека определен его способностями. Не мешай ребенку, и он сам найдет для себя правильный путь! Никто из крестьян не пытается из помидора вырастить огурец, а из огурца — помидор. Воспитание детей нередко только этим и занимается. Как часто мы хотим видеть своих детей знаменитыми артистами, писателями, политиками! Но если этого призвания в них нет, то не исключено, что мы губим знаменитых математиков, финансистов, врачей, бизнесменов.
    (Из книги М. Литвака «Принцип сперматозоида»)

Post a Comment