Со-бытие в жизни младшего школьника. (Записки учительницы с тьюторской позицией).

Токмакова Евгения Михайловна,

учитель начальной школы,

выпускница магистратуры

Дальневосточного федерального университета,

 программа

«Тьюторское сопровождение в образовании»

Каждый из нас, прежде чем присвоить знание, понять суть явления, пропускает его через себя. Человек помнит всю жизнь то, что преодолел, постиг, пережил сам. И совсем не то, что ему предложили другие в виде истины.

Значительную часть своей жизни ребёнок проводит в школе. Важно, чтобы именно в этот период произошло становление его личности, чтобы он научился делать выбор и нести за него ответственность.

Важнейшим требованием государства, сформулированным во ФГОС, является сформированность у учеников универсальных учебных действий, то есть способности человека к самосоврешенствованию через усвоение нового социального опыта. Одним из показателей развития человека могут быть личностные УУД. Именно личностные УУД позволяют ребёнку ориентироваться в социальной среде, межличностных отношениях, определять смысл явлений, поступков, делать выбор и отвечать за него, оценивать окружающий мир с нравственно-этической точки зрения. Также современному ученику жизненно необходимо уметь ставить перед собой цели, находить способы её достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Сегодня таким важным серьёзным шагом в развитии ребёнка, в формировании его внутреннего мира, должно стать событие.

Чем событие отличается от любого другого мероприятия, проходящего в школе?

Во-первых, событие неформально, это настоящее дело.

Событие начинается с самого ребёнка, оно лежит в сфере его интересов.

Событие состоится лишь для того ребёнка, который его прочувствовал и, вследствие этого, присвоил знание, умение, отношение к явлению, объекту.

Вот что о событии пишут ученые.

По утверждению Даниила Борисовича Эльконина, событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть, событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Образовательные события происходят ради формирования определённых техник работы, помогающих осваивать пространства неизвестного – не лежащего в опыте и неосмысленного опыта. Событие несёт функцию сопровождения человека в обозначенной теме, её проживания и переживания, пропускания через себя, когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые. Через переосмысление себя переосмысливается и другой, как тот, без которого не может быть тебя в новом качестве. Люди вместе входят в пространство совместных переживаний, играют на одном поле.  В философии Михаила Михайловича Бахтина событие рассматривается как со-бытие, то есть совместное бытие. Именно совместное переживание происходящего создаёт возможность сопоставить различные позиции и точки зрения в ходе совместного обсуждения случившегося.

Образовательное событие – это пространство для соизмерения, поиска идентичности, самоопределения, мера себя, координаты и параметры действия и мышления, собственные границы и пределы не явлены нам натурально, мы можем их испытывать и преодолевать, лишь взаимодействуя  и познавая другое. Событие позволяет осуществить это взаимодействие через целенаправленное действие – самоопределения, соотношения себя с другими, задавание вопросов, поиски ответов на них, определение своего места в теме. Таким образом, задаются рамки, своего рода, маяки, которые указывают нам, через что мы можем воспринимать и понимать другого.

В 3 классе «А» я попыталась организовать событие под названием «Мой Пушкин».

Подготовительный этап включал в себя совместные с детьми действия.

Я рассказала детям о возможности заочно пообщаться с человеком или персонажем, который им интересен. Я уточнила, что можно встретиться с представителями творческих профессий, учёными, изобретателями, героями мультфильмов, кинофильмов, телепередач и т.д.

Ребята, назвали тех, с кем им хотелось бы повстречаться. Всех тех, кто интересен детям, мы разбили на три группы. В первой группе оказались самые разнообразные герои мультсериалов, во второй группе – родственники, а в третьей – А С. Пушкин, И. С. Бах и Ю.А. Гагарин. В ходе обсуждения дети пришли к выводу, что с реальными людьми, которые жили раньше, встретиться было бы интереснее, чем с героями мультиков. Один из доводов, которые высказали дети, звучал так: «Человек, который жил раньше нас, наверное, должен сделать, что-то выдающееся, чтобы люди помнили его». Ребята проголосовали с помощью жетончиков за одного из знаменитых людей, при этом они обосновывали свой выбор. Им предстояло выбрать либо Пушкина, либо Баха, либо Гагарина.

В завершении подготовительного этапа дети сами определили, что хотят встретиться с Александром Сергеевичем Пушкиным. Дети отдали ему преобладающее большинство голосов.Ребята высказались, что самый реальный способ понять писателя – это прочитать его произведения. Каждый ученик сам назвал ту сказку Пушкина, которую он хотел бы перечитать ещё раз. Таким образом, ученики класса разбились на пять групп. Детей каждой группы сближал интерес к одной и той же сказке. Дети несколько дней перечитывали выбранные ими сказки.

На встречах ребята объясняли друг другу, почему они выбрали ту или иную сказку. Также рассказывали, какой эпизод сказки запомнился им больше всего. При этом, дети высказывались не только о самих литературных фрагментах, но и почему они их выбрали. Таким образом, дети не просто цитировали А. С. Пушкина, но каждый из них высказывал своё отношение к отрывку из сказки. Все эти действия учеников были самостоятельны, осознаны, осмыслены. Дети заинтересованно отнеслись к происходящему, сопереживали героям сказок, эмоционально проживали каждый эпизод. Таким образом возникло СО-БЫТИЕ.

Одновременно дети зафиксировали трудности, с которыми им пришлось столкнуться при чтении произведения, при вычленении из текста фрагментов, которые вызвали у них положительные либо отрицательные чувства. Во-первых, ребёнок самостоятельно зафиксировал затруднение, потом сделал следующий шаг – осмыслил трудность и определил способ преодоления трудности.

Все затруднения, которые зафиксировали дети, можно выделить в четыре группы – в мышлении, деятельности, общении, коммуникации. (см. далее)

Со-бытие в жизни младшего школьника. (Записки учительницы с тьюторской позицией).

Tags: , , , , , ,