ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Авторы: Гуремина Нонна Викторовна,

кандидат географических наук, научный консультант,

ФГБОУ ВДЦ «ОКЕАН»,

г. Владивосток, Россия,

Лавриненко Татьяна Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Дальневосточный федеральный университет,

г. Владивосток, Россия,

 

Актуальность данного исследования обусловлена ростом интереса иностранных студентов к обучению в российских вузах. Каждый иностранный студент, поступая в российский вуз, с трудом адаптируется к другой стране. Иностранные студенты должны адаптироваться не только к университету, но и к особенностям проживания в молодежном общежитии и к жизни в другой стране в целом: ее культуре, традициям, существующей общепризнанной системе норм и ценностей.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречий:

– между растущим интересом иностранных студентов к обучению в российских вузах и отсутствием системы их сопровождения и поддержки в вузах России;

– между возрастанием значения тьюторского сопровождения в системе российского высшего образования и отсутствием системы тьюторского сопровождения у иностранных студентов;

– между реальными затруднениями в деятельности, мышлении, общении и коммуникации у иностранных студентов, обучающихся в российском университете, и отсутствием методов и инструментов выявления и коррекции этих затруднений самими студентами.

Эффективность адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузах повышается, если реализуются следующие педагогические условия и принципы: мотивация студентов-иностранцев к учебной деятельности через актуализацию их саморазвития, выявлению их образовательного запроса и трудностей обучения [4, c. 148-150], принцип индивидуализации и тьюторское сопровождение [6, c. 158], предоставление помощи компетентного тьютора и наставника [7, с. 512].

На основе проведенного анализа в области адаптации и интеграции иностранных студентов можно разработать мероприятия, которые предлагаются к внедрению в Дальневосточном федеральном университете.

Данные мероприятия можно распределить по трем блокам:

– мероприятия в области социокультурной адаптации (таблица 1);

– мероприятия в области психологической адаптации (таблица 2);

– мероприятия в области межкультурной адаптации (таблица 3).

Далее по ссылке на сайте МТА (Межрегиональной тьюторской ассоциации):

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ