ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

Автор: Боровкова Тамара Ивановна, к.п.н., доцент,

сертифицированный МТА тьютор, г. Владивосток

Пять членов МТА от Приморского регионального отделения 23-24 ноября 2021 года приняли участие очно и онлайн во Всероссийской научно-практической конференции в городе Хабаровске «Интеграция научных школ Дальнего Востока в образование региона». Целью конференции определена консолидация ученых и практиков в сфере образования для повышения его уровня.

В ходе презентации научной школы «Генезис идей человекоразмерного образования в отечественной педагогике: взгляд в будущее» (научный руководитель – д.п.н., профессор Михаил Николаевич Невзоров) состоялось мое видео-выступление по теме «Тьюторская позиция педагога», краткое содержание которого представлено ниже.

Раскрывая сущность тьюторской позиции педагога, мы опираемся на экзистенциальную составляющую образования, которая характеризуется

  • выраженной антропоцентрической позицией, нацеленной на саморазвитие, самообразование,
  • рефлексивным отношением к процессу и результату учения и становления,
  • осознанием и переживанием процесса своего образования как акта смыслорождения в собственной жизни и самоосуществлении.

Почвой для взращивания тьюторской позиции – позиции человека, который вместе с учеником проясняет его потребности и возможности в открытом образовательном пространстве, становятся отношения, в которых проявляются истинная забота о другом, о его росте (Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Мэй, др.). В Научной школе важно понимание позиции ее членов как способа реализации ценностей в пространстве этой школы.

Тьютор понимается сегодня в России как профессия (с 2008 года), как особая педагогическая позиция и как одна из институционализированных форм наставничества, представленная в образовании. Тьютор как наставник по самостроительству делает фокусировку во взамодействии с подопечным на развитие его потенциала, управление самим собой, творческом строительстве собственной жизни, то есть на развитие «селф-компетенций», означающих «навыки построения себя» и «культуру заботы о себе». Тьюторскую позицию может держать на себе не только тьютор, но и другой педагог, имеющий соответствующую подготовку.

С 2011 по 2021 годы в тьюторской магистратуре ДВФУ в процессе сопровождения студентов в роли руководителя магистерской программы и преподавателя происходило становление моей тьюторской позиции (сделано девять выпусков 90 магистров). В этот же период осуществлялась проба себя в качестве тьютора по сопровождению высокомотивированных студентов (2019-2020 уч. год, 10 студентов выбрали мой авторский проект «Свобода выбора в пространстве возможностей ДВФУ» в проекте «АЕНЕ» ДВФУ).

Продуктовые результаты проекта предъявлялись тьюторантами комиссии и включали в себя такие значимые подтверждения, как:

  • атлас карт, иллюстрирующий обогащение интересов, расширение личного образовательного пространства;
  • электронное портфолио личных достижений, фиксирующих динамику изменений и развития студента;
  • проекты индивидуального образовательного маршрута включения тьюторантов в научную деятельность через подготовку публикаций;
  • фиксацию проявленных инициатив и др.

Полный текст статьи:

https://thetutor.ru/regions/otdeleniya/primorskij-kraj/tjutorskaja-pozicija-pedagoga/

Tags: , , , ,