ВЫШЕ ГОЛОВУ, ТЬЮТОРЫ!

Боровкова Тамара Ивановна, сертифицированный тьютор, федеральный эксперт в области индивидуализации и тьюторства МТА, г. Владивосток

Я не случайно взяла слова из выступления Александра Григорьевича Асмолова на пленарке для названия своей заметки. Эти слова, как и все его выступление, проникли в самую душу, вызвали радость, гордость за то, что ты в тьюторском сообществе уже 12 лет, и создали оптимистичный настрой на всю конференцию, мастерские, секции. По сути, тема конференция заиграла в его выступлении апофеозом тьюторства как гражданской позиции.

Великий российский ученый-психолог определил тьюторство как институт взращивания ДОВЕРИЯ, порождения субъектности. Актуально звучит в его выступлении миссия тьютора: тьютор создаёт человека-гражданина, а не адаптанта. Я могу, я чувствую, я сам: технология взращивания самости, СЕБЯ – это тьюторская технология. Место тьюторству – в культуре достоинства!

Как это созвучно тем ценностям и смыслам, которые обсуждаются и рождаются на традиционных ежегодных международных тьюторских конференциях! Велика роль традиции в обществе. Традиции способствуют закреплению ценностных установок.

В своей статье «Тьюторская позиция как ценностно-смысловое основание действий преподавателя высшей школы», опубликованной в сборнике по материалам Третьей международной научно-практической конференции в 2011 году (как студентка московской тьюторской магистратуры, созданной и руководимой д.п.н., профессором Т.М. Ковалевой, принимала в ней участие очно), я обращалась к ценностям и смыслам в деятельности педагога (цитирую далее). «Образование есть целенаправленный процесс социокультурного воспроизводства человека на основе предвосхищающего его образа человека и при решении проблемы педагогического целеполагания следует учитывать три фактора: потребности человека, потребности культуры и потребности социума. Поэтому цель образования должна включать в себя воспитание не просто человека знающего (познавательный компонент), умеющего (практический компонент), но и человека понимающего, способного к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору на основе иерархии ценностей и смыслов, имеющих личную значимость». «Из множества подходов к описанию тьюторской деятельности выделяют позиционный подход, при котором тьютор рассматривается как педагог, придерживающийся определенных позиций (Г.Н. Блинов, Т.М. Ковалева, Д.Н. Проскуровская, Н.В. Рыбалкина,). Тогда тьюторская позиция, сущность которой – помощь в его самоопределении и самореализации, способствует достижению целей образования».

И вот 2022 год, уже XV Международная (XXVII Всероссийская) научно-практическая тьюторская конференция! И по-прежнему на повестке дня ценности и смыслы тьюторской деятельности, позиция тьютора как ценность.

Как обогатило содержание конференции каждого ее участника! Докладчики с пленарными докладами – уникальные личности – покорили нас, слушателей (мы в тьюторском чате Приморского регионального отделения МТА в ходе их выступлений постоянно обменивались мнениями). Можно и нужно будет обращаться к докладам в течение года до новой конференции и обогащаться новым содержанием. Александр Изотович Адамский: «Не поиск, а создание смыслов, планов…… Мышление поможет сотворить смыслы! Как помогать совершать пробы, находить способ поиска на жизненно важные свои вопросы, мучающие порой ребенка, – в педагогике это не решить».

Спасибо оргкомитету за такую возможность со-творять смыслы! Спасибо Татьяне Михайловне Ковалевой, создавшей команду единомышленников, продвигающих идеи российского тьюторства!

Источник: Сайт МТА