ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. СОВЕТЫ ТЬЮТОРА РОДИТЕЛЯМ.

Белан Наталья Владимировна, сертифицированный тьютор МТА, член правления Приморского регионального отделения – Дальневосточного Центра развития тьюторских практик (ДВЦРТП) делится опытом тьюторского сопровождения одаренных детей.
Одаренные – это те дети, которые обладают выдающимися интеллектуальными, академическими, художественными, психомоторными и другими способностями. Они могут достигать более высоких результатов по сравнению со сверстниками. Однако это, прежде всего, дети! И им, как и другим детям, необходимо внимание и поддержка родителей.
Одаренные дети — как супергерои: немного не такие, как все. Помимо ярко выраженных талантов, они обладают особыми чертами характера. Родителям важно учитывать это, чтобы помочь детям гармонично взаимодействовать с окружающим миром и реализовывать свой потенциал.
КАКИЕ ЭТО ДЕТИ? В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТИ?
•Высокая, но противоречивая самооценка.
Одаренные дети часто колеблются между осознанием своих способностей и сомнениями в себе. Эмоциональная нестабильность, высокая чувствительность, умноженная на перфекционизм, могут приводить к стрессу и перегрузкам. Поэтому взрослым важно поддерживать их самооценку, помогая им верить в себя и свои «суперспособности». Как и всем детям, им необходимо не только интеллектуальное развитие, но и забота значимых взрослых.
• Потребность в нестандартной умственной нагрузке.
Считается, что одаренные дети быстро устают от однотипных и стандартных задач. Зато могут надолго увлечься решением сложных, нестандартных задач, которые стимулируют их неординарное мышление.
• Трудности с освоением школьных навыков.
Эта особенность связана с предыдущей. Интеллектуальная и творческая одаренность часто не всегда гарантирует успех в традиционной школьной системе. Одаренные дети не всегда становятся отличниками, так как школьные задания могут быть для них неинтересными и утомительными, а хорошие отметки не являются приоритетом. Маленьким супергероям очень пригодится понимающий педагог, родитель и тьютор, которые сообща смогут адаптировать под него учебный процесс или даже спроектировать индивидуальный образовательный маршрут.
• Склонность к самостоятельному освоению знаний.
Интерес и способность к самообучению — одна из ключевых характеристик одаренных детей. Взрослым, находящимся рядом, важно этому процессу не мешать. Стоит быть готовым отвечать на миллион вопросов и знать, где взять нужную информацию. По этой же причине одаренные дети часто предпочитают общение со взрослыми компании своих сверстников.
КАК РОДИТЕЛЯМ СОПРОВОЖДАТЬ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, РАСКРЫВАЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛ, СОХРАНЯЯ ПРИ ЭТОМ РАДОСТЬ ДЕТСТВА?
Топ-10 рекомендаций для родителей:
• Уважайте индивидуальность ребенка. Не сравнивайте его с другими, чтобы не подрывать уверенность в себе и не провоцировать конфликтов со сверстниками. Не навязывайте свои интересы и увлечения.
• Не спешите, не подгоняйте, дайте достаточно времени для размышлений. Позвольте ребенку глубоко погружаться в задачи в поисках оригинальных решений.
• Не требуйте от ребенка быть лучшим во всем! И не злоупотребляйте чрезмерным участием в конкурсах и олимпиадах. Некоторым детям нравится участвовать в соревнованиях, а некоторым нет. Так что узнайте мнение ребенка, прежде чем записывать его на очередной конкурс талантов.
• Поддерживайте самостоятельность. Позволяйте ребенку самому искать решения задач, даже если вы можете сделать это быстрее. Поощряйте инициативу, поддерживайте стремление ребенка создавать что-то новое — игрушки, модели, проекты. При этом всегда будьте рядом с готовностью помочь, когда потребуется.
• Создавайте интеллектуальные и творческие вызовы. Любому уму требуется пища. Предлагайте сложные задачи, которые стимулируют мышление и креативность в творчестве. Задавайте вопросы и отвечайте на адресованные вам, помогайте находить новые источники информации.
• Развивайте разносторонние способности. Даже если ребенок в данный момент проявляет одаренность в одной области, не стоит сосредотачиваться только на ней. Поощряйте его любопытство и развитие в разных областях — искусстве, науке, спорте, коммуникациях. Жизнь вокруг такая интересная!
• Будьте осторожны с критикой. Кто как не близкий взрослый скажет правду! Но слишком «строгая» правда и излишняя критика могут подавить творческую энергию и уверенность в себе. Не критикуйте за отличие от других. Наоборот, поддерживайте неординарные идеи и вопросы, даже если они кажутся вам странными.
• Находите время для семейного и дружеского общения. Нет ничего лучше для формирования уверенности в своих силах, чем поддерживающее общение. Так что собирайтесь почаще всей семьей! А также содействуйте поиску друзей с похожими интересами, помогайте решать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
• Будьте маяком и опорой для своих детей. Помните, что одаренные дети обладают подвижной нервной системой и чувствительны к отрицательным воздействиям внешнего мира. Им нужна ваша надежность и забота!
• Общайтесь со специалистами. За каждым супергероем стоит профессиональная команда. Обменивайтесь опытом с другими родителями одаренных детей, воспользуйтесь знаниями педагогов, психологов и тьюторов. Задача тьютора – помогать ребенку выявлять его сильные стороны , создавать комфортную развивающую среду, адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности и координировать взаимодействие между родителями, педагогами и психологами.

ЧТО МОЖНО ПОЧИТАТЬ НА ТЕМУ? 

Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей». Книга посвящена развитию творческого потенциала у детей.

Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Классическая работа, в которой рассматриваются основы обучения и развития детей.

Ландау Э. «Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка». Автор обсуждает эмоциональные и социальные аспекты работы с одаренными детьми.

Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия». Работа рассматривает особенности одаренных детей в разные возрастные периоды.

 Рензулли Дж. «Модель обогащения школьного обучения». Книга посвящена развитию творческого потенциала у детей.

Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе». Книга посвящена вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Теплов Б.М. «Проблемы индивидуальных различий». Книга посвящена вопросам индивидуального подхода к обучению.

Фриман Дж. «Как развить таланты ребенка». Практическое руководство для родителей и педагогов по работе с одаренными детьми.

Холодная М.А. «Психология интеллекта: парадоксы исследования». Книга раскрывает вопросы интеллектуальной одаренности и когнитивного развития.

Российские и международные стандарты образования. Документы, регламентирующие работу с одаренными детьми в рамках образовательных систем.

 Каждый ребенок уникален и обладает собственными суперспособностями. А одаренность — это всегда совокупность факторов, где важны не только природные данные, но и понимание, забота и поддержка со стороны значимых взрослых. Самыми важными взрослыми для ребенка являются его родители. Так что родителям стоит сосредоточиться не только на развитии талантов, но заботиться о душевном равновесии и ощущении счастья своего «супергероя»!

Беседу с Натальей Белан вела член “Содружества тьюторов” Женя Сазонова и опубликовала в журнале “Наши дети”: https://nashideti.site/kak-vospityvat-odarennykh-detey/

На тему читайте заметку на сайте МТА «Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными школьниками (Н.В. Белан)» https://thetutor.ru/direction_of_activity/одаренные-дети/портфолио-как-инструмент-тьютора-в-ра-2/

Автор публикации на сайте МТА — к.пед.н., Лавриненко Татьяна Дмитриевна, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики ДВФУ, руководитель Дальневосточного Центра развития тьюторских практик (ДВЦРТП) Приморского РО. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. СОВЕТЫ ТЬЮТОРА ИХ РОДИТЕЛЯМ

Tags: , , , ,