События

Об итогах международного экспертного семинара

Дальневосточный региональный центр развития тьюторских практик Школы педагогики и Дальневосточный региональный учебно-методический центр ДВФУ при участии экспертов федерального уровня Межрегиональнойтьюторской ассоциации Е.А. Суханова (Томск) и С.А. Степанов (г. Новосибирск) провели Международный научно-практический семинар по теме «Экспертная деятельность в области индивидуализации и тьюторских практик». Семинар, в котором  приняли участие 60 человек, в том числе 15 иностранных участников из Китая и Вьетнама, проходил  в период с 7 по 10 апреля 2014 года в колонном зале корпуса В кампуса ДВФУ.

Директор Школы педагогики, профессор Сергей Викторович Пишун открыл семинар, подчеркнув его актуальность, с интересом принял участие в его работе, поддержал предложение по взаимодействию с Научно-исследовательскимгосударственным университетом г. Томска.

По завершению семинара член оргкомитета международного семинара профессор  Школа региональных и международных исследований ДВФУ Александр Якубович Соколовский вручил сертификаты участникам, успешно выполнившим предложенную программу повышения квалификации.

Благодаря организации модельной экспертизы условий индивидуализации образования,  качества тьюторскойдеятельности в общем и профессиональном образовании  на семинаре произошло самоопределение участников в формировании экспертной группы для участия в Международном научно-практическом семинаре «Тихоокеанский университет тьюторства», который пройдет по инициативе Дальневосточного центра развития тьюторских практик Школы педагогики и при поддержке  ДВ РУМЦ с 13 по 23 июля 2014 года на территории кампуса ДВФУ.

Кроме положительных устных отзывов участников семинара, прибывших из Магадана, Иркутска, филиалов ДВФУ в городах Большой Камень и Артем, образовательных организаций Уссурийска, Владивостока, организаторов порадовали их письменные рефлексивные суждения, обобщение которых приводится ниже.

1 вопрос: куда я попал (а)?

  •  В новое информационно-смысловое поле, которое позволило формализовать интуитивные знания. Получила возможность найти точки роста, переоформить понимание своей практики на новом уровне.
  •  В сообщество людей, для которых человек – ценность, которые ищут пути становления человека в образовании  как антропоориентированной практики.
  •  Возникла необходимость для себя лично понять сущность тьюторства. Семинар дал возможность самоопределения.
  • Я попала в настоящую тьюторскую среду, в которой находиться было комфортно.
  • Мероприятие, изменившее моё сознание, давшее возможность осознать роль тьюторства и индивидуализации в образовании в новом видении.
  • Тема тьюторства сейчас актуальна, и её надо рассматривать с разных сторон. До конца ещё не осознала, как с этим работать.
  • Попала давно, т.к. «живу» в образовании и педагогике. Данный семинар – новый радостный шаг на пути личностно-профессионального развития. Этот шаг позволяет увидеть педагогическую практику изнутри. Основополагающий принцип этого семинара – «зеркало».

2 вопрос: история моего главного смысла пребывания на семинаре.

  • В первый день я пришла за информацией, а получила вопросы. Вопросы множатся, но пошёл  процесс поиска ответов. Приходит видение перспектив изменений в практике.
  • Главный смысл данного события – это конкретные практики тьюторского сопровождения  и дальнейший задел на самообразование в направлении тьюторства.
  • Для меня важно было увидеть тьюторские практики и понять, в чём суть индивидуализации, разобраться в подходах к разработке индивидуальной образовательной программы.
  • Изменение понимания «до» и «после» института тьюторства, открытие для себя новых возможностей, новых знаний, потребность углубления знаний, изменение образа себя.
  • «Уловить» индивидуализацию на практике. Этому помог метод кейс-стади: тьюторское сопровождение образования китайской студентки СяоПэн, обучавшейся в тьюторской магистратуре Школы педагогики.
  • Применение индивидуализации при обучении иностранным языкам (вьетнамский преподаватель).
  • Главный смысл – открытость самого тьюторства как движения в плане привлечения различных технологий и научных школ.
  • Анализ качества педагогических условий индивидуализации и представление тьюторских практик.
  • Я нахожусь в поиске индивидуализации в ОУ: что это? как это? где это? т.к. испытываю ответственность как профессионал в контексте судьбоносных изменений процесса образования.
  • Момент истины – я в новой среде!
  • Занимаюсь индивидуализацией 2 года, а «пощупать» не могла, теперь я могу её вычислить, благодаря инструментам, которыми вооружилась на семинаре.
  • Вначале индивидуализация имела вид облака, призрачного, но ощутимого, а теперь приобрела очертания: её даже можно увидеть.

3. Какому моменту на семинаре я могу присвоить статус события:

а) для меня лично: статус события я присваиваю самому подходу к раскрытию понятия индивидуализации.

  • Статус события – участвовать в работе группы. Было сложно включаться, т.к. первый раз на семинаре,  но на 4-ый день, мне кажется, иногда попадала. Открыла для себя тьюторские практики. Есть большое желание продолжить обучение. Благодарность Елене Анатольевне Сухановой и Сергею Анатольевичу Степанову. Семинар чётко структурирован, очень приятно общение.
  • Событие – представление моей практики и ее экспертиза.
  • Для себя – открытие пути.
  • Изучение практик («живых» кейс-лабораторий) и  опыт участия в экспертизе.
  • Для себя – составление собственного образовательного маршрута на семинаре (это оказалось точкой роста для собственной практики).
  • Опыт школы «Эврика – развитие» в управлении и создании инноваций развития школы (попробую осознать, обдумать дома и применить в работе своей школы).
  • Выступление Евгении Буланцевой с практикой тьюторского сопровождения студентов. В результате чего у меня сформировалось представление о работе тьютора в образовательной среде вуза по своему направлению.      
  • Все дни семинара можно считать событийными: общение с нашими экспертами вдохновляет и вселяет веру в себя.
  • Встреча с единомышленниками из разных городов России, Китая.
  • Для себя – встреча с ведущими педагогами, интересными людьми.
  • Все дни семинара можно считать событийными: общение с нашими экспертами вдохновляет и вселяет веру в себя.

б) для всех: возможность высказать свой подход к индивидуализации, и определить точки роста каждого в отдельности и организации в целом.

  • Лекции наших уважаемых ведущих, их комментарии и ответы на вопросы.
  • Много единомышленников в интересном событии.
  • Для всех – возможности личного роста, обретение теоретических знаний и практических навыков.
  • Удовлетворение ожиданий.
  • Представление практик, работа экспертов, пробы в экспертизе практик.

Экспертный семинар

 Фотоальбом экспертного семинара можно посмотреть здесь…

 

Практика сопровождения слушателей программы «Преподаватель высшей школы» – тьюторская! (Сазонова А.Н.)

В городе Геленджик Краснодарского края с 1 по 12 июля 2012 года проходил Первый летний Черноморский университет тьюторства. На университет съехались представители различных территорий, от Архангельска до Владивостока. Была  организована профессиональная площадка, на которой подводились итоги профессиональной жизни тьюторского сообщества. Бурная совместная деятельность объединяла всех участников университета:  дискуссии, тренинги, презентации,  мастер-классы, творческие лаборатории, профессиональная и общественная  экспертиза и многое другое.

Представители Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (Боровкова Т.И., доцент кафедры теории и методики профессионального образования; Лавриненко Т.Д., администратор ООП; Сазонова А.Н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования) приехали на университет с целью обогащения опыта тьюторской деятельности, получения статуса Дальневосточного центра тьюторских практик, экспертизы практики и технологии на статус тьюторской. В частности, на суд тьюторского сообщества была представлена практика сопровождения слушателей программы дополнительного к высшему образованию «Преподаватель высшей школы». Практику презентовали представители Дальневосточного региона, а затем была организована профессиональная многопозиционная экспертиза.

Эксперты «Межрегиональной Тьюторской Ассоциации» определяли соответствие представленной практики корпоративным стандартам МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» и проявление потенциала её развития. В основу критериев экспертизы был положен проект Положения об организации экспертизы тьюторских практик, который накануне обсуждался представителями тьюторского сообщества.

Для участников университета, подготовивших практики к экспертной оценке, данный проект был своеобразным ориентиром при подготовке презентационных материалов.  Согласно Положению, под тьюторскими понимаются «такие практики индивидуализации в образовании, где создана открытая образовательная среда и организовано тьюторское сопровождение образовательного движения тьюторанта».

Практика, представленная на экспертизу, должна была быть выдержана в определённых рамках, которые предлагали организаторы университета. Основными критериями выступали следующие:

— масштаб практики;

— субъект практики;

— цели программы;

— организация среды;

— организация процесса;

— результаты программы;

— условия воспроизведения.

Именно в таком виде мы хотим представить имеющиеся материалы на суд широкой педагогической общественности.

Программа «Преподаватель высшей школы» реализуется кафедрой теории и методики профессионального образования в течение 7 лет. В реализации программы принимает участие профессорско-преподавательский состав кафедры в количестве 11 человек. Из них: 2 доктора педагогических наук, процессора; 7 кандидатов педагогических наук, доцентов; 1 старший преподаватель; 1 магистр педагогики.

Субъектом практики выступает группа аспирантов ДВФУ (50-60 человек). В данную группу входят представители различных Школ Дальневосточного федерального университета (ниже приведены данные выпуска 2012 года):

—          Юридическая школа (5 чел.)

—          Школа региональных и международных исследований (8 чел.)

—          Инженерная школа (6 чел.)

—          Школа естественных наук (15 чел.)

—          Гуманитарная  школа  (12 чел.)

—          др. вузы Дальнего Востока (6 чел.)

Говоря о цели программы, мы определяем не только педагогическую цель (на уровне вуза) – профессиональная подготовка молодых преподавателей, но и образовательную цель (на уровне тьюторского сопровождения) –  самоопределение в профессиональной позиции  слушателя.

В процессе реализации программы особое внимание уделяется организации образовательной среды и процесса. Открытость, избыточность и вариативность среды обеспечиваются предоставлением возможности субъекту образовательной практики осуществлять, в случае необходимости, изменение и выбор образовательного маршрута, средств или способа индивидуального движения в программе.

Организация педагогического процесса для кафедры представляет особый интерес, так как именно процесс наполняется содержательными смыслами и выступает важнейшим  педагогическим средством. Ниже приведена таблица, в которой представлены 5 взаимосвязанных этапов единого педагогического процесса.

Сазонова Статья тьютор практика

Результатов у программы «Преподаватель высшей школы» несколько. Самый очевидный –  педагогический: это повышение квалификации слушателей, получение дополнительного (к высшему) диплома об образовании. Не такой очевидный, но от этого не менее, а может быть даже и более значимый результат – образовательный:   изменение профессиональной позиции слушателей. У программы были обнаружены и «побочные», непланируемые организаторами программы эффекты:

— маркетинговый  (реклама педагогической магистратуры и программы «Преподаватель высшей школы»);

— содержательный (востребованность кафедрами Дальневосточного федерального университета  результатов выпускных квалификационных работ слушателей; изменение исследовательских интересов слушателей);

— инициативный (создание индивидуальных проектов).

При экспертизе оценивались и условия воспроизведения практики. К таковым были отнесены:

—  кадровые условия: тьюторская позиция преподавателей (все преподаватели кафедры прошли курсы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение в образовании», 72 ч.); остепенённость профессорско-преподавательского состава (91%);

—  организационно-управленческие условия    (положение о программе, опорные схемы по организации ОДИ, индивидуальный маршрутный лист слушателя программы и др.);

—  информационные условия (рекламные листы, сайт, радио, информационные буклеты и др.);

—  материально-технические условия.

После публичной защиты описываемая практика была признала экспертами как тьюторская. Представляя данную практику на суд  широкой тьюторской общественности, будем признательны всем за критические замечания, комментарии, пожелания, рекомендации. Надеемся, что представленный опыт будет кому-то интересен и полезен. Реализация данной практики в новом 2012-2013 учебном году будет осуществляться с учетом замечаний и рекомендаций, что позволит и дальше работать по её усовершенствованию.

Черноморский университет тьюторства был во многом для нас значим потому, что послужил делу налаживания деловых и дружеских контактов и между региональными тьюторскими площадками, и между отдельными членами тьюторского сообщества. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

До встречи в Одессе на Втором Черноморском университете тьюторства!