Практика сопровождения слушателей программы «Преподаватель высшей школы» – тьюторская! (Сазонова А.Н., г. Геленджик, 1-12 июля 2012)

В городе Геленджик Краснодарского края с 1 по 12 июля 2012 года проходил Первый летний Черноморский университет тьюторства. На университет съехались представители различных территорий, от Архангельска до Владивостока. Была  организована профессиональная площадка, на которой подводились итоги профессиональной жизни тьюторского сообщества. Бурная совместная деятельность объединяла всех участников университета:  дискуссии, тренинги, презентации,  мастер-классы, творческие лаборатории, профессиональная и общественная  экспертиза и многое другое.

Представители Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (Боровкова Т.И., доцент кафедры теории и методики профессионального образования; Лавриненко Т.Д., администратор ООП; Сазонова А.Н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования) приехали на университет с целью обогащения опыта тьюторской деятельности, получения статуса Дальневосточного центра тьюторских практик, экспертизы практики и технологии на статус тьюторской. В частности, на суд тьюторского сообщества была представлена практика сопровождения слушателей программы дополнительного к высшему образованию «Преподаватель высшей школы». Практику презентовали представители Дальневосточного региона, а затем была организована профессиональная многопозиционная экспертиза.

Эксперты «Межрегиональной Тьюторской Ассоциации» определяли соответствие представленной практики корпоративным стандартам МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» и проявление потенциала её развития. В основу критериев экспертизы был положен проект Положения об организации экспертизы тьюторских практик, который накануне обсуждался представителями тьюторского сообщества.

Для участников университета, подготовивших практики к экспертной оценке, данный проект был своеобразным ориентиром при подготовке презентационных материалов.  Согласно Положению, под тьюторскими понимаются «такие практики индивидуализации в образовании, где создана открытая образовательная среда и организовано тьюторское сопровождение образовательного движения тьюторанта».

Практика, представленная на экспертизу, должна была быть выдержана в определённых рамках, которые предлагали организаторы университета. Основными критериями выступали следующие:

— масштаб практики;

— субъект практики;

— цели программы;

— организация среды;

— организация процесса;

— результаты программы;

— условия воспроизведения.

Именно в таком виде мы хотим представить имеющиеся материалы на суд широкой педагогической общественности.

Программа «Преподаватель высшей школы» реализуется кафедрой теории и методики профессионального образования в течение 7 лет. В реализации программы принимает участие профессорско-преподавательский состав кафедры в количестве 11 человек. Из них: 2 доктора педагогических наук, процессора; 7 кандидатов педагогических наук, доцентов; 1 старший преподаватель; 1 магистр педагогики.

Субъектом практики выступает группа аспирантов ДВФУ (50-60 человек). В данную группу входят представители различных Школ Дальневосточного федерального университета (ниже приведены данные выпуска 2012 года):

—          Юридическая школа (5 чел.)

—          Школа региональных и международных исследований (8 чел.)

—          Инженерная школа (6 чел.)

—          Школа естественных наук (15 чел.)

—          Гуманитарная  школа  (12 чел.)

—          др. вузы Дальнего Востока (6 чел.)

Говоря о цели программы, мы определяем не только педагогическую цель (на уровне вуза) – профессиональная подготовка молодых преподавателей, но и образовательную цель (на уровне тьюторского сопровождения) –  самоопределение в профессиональной позиции  слушателя.

В процессе реализации программы особое внимание уделяется организации образовательной среды и процесса. Открытость, избыточность и вариативность среды обеспечиваются предоставлением возможности субъекту образовательной практики осуществлять, в случае необходимости, изменение и выбор образовательного маршрута, средств или способа индивидуального движения в программе.

Организация педагогического процесса для кафедры представляет особый интерес, так как именно процесс наполняется содержательными смыслами и выступает важнейшим  педагогическим средством. Ниже приведена таблица, в которой представлены 5 взаимосвязанных этапов единого педагогического процесса.

Сазонова Статья тьютор практика

Результатов у программы «Преподаватель высшей школы» несколько. Самый очевидный –  педагогический: это повышение квалификации слушателей, получение дополнительного (к высшему) диплома об образовании. Не такой очевидный, но от этого не менее, а может быть даже и более значимый результат – образовательный:   изменение профессиональной позиции слушателей. У программы были обнаружены и «побочные», непланируемые организаторами программы эффекты:

— маркетинговый  (реклама педагогической магистратуры и программы «Преподаватель высшей школы»);

— содержательный (востребованность кафедрами Дальневосточного федерального университета  результатов выпускных квалификационных работ слушателей; изменение исследовательских интересов слушателей);

— инициативный (создание индивидуальных проектов).

При экспертизе оценивались и условия воспроизведения практики. К таковым были отнесены:

—  кадровые условия: тьюторская позиция преподавателей (все преподаватели кафедры прошли курсы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение в образовании», 72 ч.); остепенённость профессорско-преподавательского состава (91%);

—  организационно-управленческие условия    (положение о программе, опорные схемы по организации ОДИ, индивидуальный маршрутный лист слушателя программы и др.);

—  информационные условия (рекламные листы, сайт, радио, информационные буклеты и др.);

—  материально-технические условия.

После публичной защиты описываемая практика была признала экспертами как тьюторская. Представляя данную практику на суд  широкой тьюторской общественности, будем признательны всем за критические замечания, комментарии, пожелания, рекомендации. Надеемся, что представленный опыт будет кому-то интересен и полезен. Реализация данной практики в новом 2012-2013 учебном году будет осуществляться с учетом замечаний и рекомендаций, что позволит и дальше работать по её усовершенствованию.

Черноморский университет тьюторства был во многом для нас значим потому, что послужил делу налаживания деловых и дружеских контактов и между региональными тьюторскими площадками, и между отдельными членами тьюторского сообщества. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

До встречи в Одессе на Втором Черноморском университете тьюторства!