Глоссарий

Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором известен тот путь, которым надо провести обучающегося, и известен тот образ, к которому надо его провести (Ковалева Т.М.)

Индивидуальная образовательная программа – средство для организации образования педагога, стержень и вектор его собственной образовательной траектории (Ятченя С.В.)

Индивидуальная образовательная программа – объединение учебных программ, выбранных специалистом в логике обозначенного направления (проблемы) повышения квалификации, с указанием конкретных сроков их освоения и образовательных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, их реализующих (ЛИРО)

Индивидуальная образовательная программа – механизм индивидуализации образования, связывающий для обучающегося воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к цели (Волошина Е.А.)

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения (Пьянин В.С.)

Индивидуальный образовательный маршрут – путь освоения индивидуальной образовательной программы

Индивидуализация – принцип обучения, обеспечивающий формирование каждым обучающимся своего собственного учебного плана (Ковалева Т.М.)

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Индивидуализация образования – способ обеспечения каждому обучающемуся и воспитуемому права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории. Индивидуализация образования обеспечивается как инновационными образовательными институтами, так и инновационными внеобразовательными институтами (хозяйственными, политическими и др.).

Информационно-образовательная среда – это совокупность ресурсного потенциала образовательной деятельности, включающего учебные, методические и информационные ресурсы, способы организации взаимодействия обучающего и обучающегося с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (В.П. Тихомиров, В.И. Солдаткин).

Модель тьюторского сопровождения – трехвекторная модель социального, предметного и антропологического тьюторского действия (Ковалева Т.М.)

Образовательный заказ – это не то, что существует объективно и априори, а это особое сформированное видение педагога образовательного пространства (школы, региона, страны, мировой культуры, наконец), т.е. деятельностное видение ресурсов и умение ими воспользоваться. (Суханова Е.А.)

Образовательное пространство – поле возможных направлений в образовательном движении индивида, конструируемое в соответствии с ценностными и целевыми ориентациями педагога через изменение его институциональных, дидактических, культурологических, интерьерных и др. характеристик (Цукер А.А.)

Открытость образования – это не что-то объективно существующее, а такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) несут на себе образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом (Т.М. Ковалева)

Открытое образование есть пространство пробного оформления новых возможных практик с последующим переносом их за пределы собственно образования

Образовательное пространство — объективная реальность потенциальных для образования мест, содержания, позиций, коммуникаций, которые становятся ресурсом для обучающегося при определенных условиях (Суханова Е.А.)

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения в разных измерениях. Позволяет обучающемуся вырабатывать качества ориентации и самоопределения (Ковалева Т.М.)

Педагогическими условиями следует называть совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешную реализацию образовательных целей и эффективное решение поставленных задач (Теров А.А.)

Педагогические условия индивидуализации образования — условия, обстоятельства, благоприятствующие формированию и развитию личности в образовании, стремлению к самовыражению каждой личности через творческую образовательную деятельность, утверждению прав и свобод каждого человека.

При таких условиях каждый субъект образовательного процесса осознает своеобразие и ценность собственного бытия, собственного жизненного и образовательного пути, необходимость саморазвития и самосовершенствования, раскрытия собственного творческого потенциала (Теров А.А.)

Ресурсная карта – карта образовательных ресурсов, инновационных практик, инициатив, позволяющая специалисту образования самоопределиться относительно модели педагогической деятельности, задач и способа их решения (Суханова Е.А.)

Ресурсная карта – выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых обучающийся может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы — овладеть культурными средствами самообразования, в
том числе институциональными средствами (библиотеки, интернет и т.п.).
Типы ресурсных карт:
Карта ценностей: педагогические концепции (развития мышления, инициативы, совместной деятельности, свободы, индивидуализации)
Карта проектных идей, изменений: проблема — действие (эксперимент, соц. проект, демократизация управленческой модели и т.д.).
Карта способов: типы деятельности (исследование, изучение, освоение технологии, конструирование, проектирование, методические разработки, управление.).
Карта прецедентов (результатов): новые структуры, новые организованности, общности (модели школ, ресурсные центры, ССК, сетевые проекты) (Суханова Е.А.)

Ресурсный пакет – набор специально подобранных информационно-методических материалов, в состав пакета может входить: адреса существующей практики, перечень Интернет-ресурсов, информация о сетевых сообществах, информация о специалистах, которые занимаются данной проблемой, информация о местах и формах ПК (Суханова Е.А.)

Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления (Педагогика. Большая современная энциклопедия, Минск ИООО «Современное слово», 2005)

Рефлексия – взгляд на свою деятельность со стороны; показатель рефлексии – наличие у обучающегося способности объяснять как свои успехи, так и неудачи внутренними причинами.

Самоопределение состоит в переходе человека из состояния непосредственного, детерминированного природными и социальными связями в состояние, опосредствованное собственным мыслительным усилием (П.Г. Щедровицкий).

Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный по структуре (не по объему) человеческой культуре, взятой во всей ее структурной полноте.

Субъектная позиция – активность плюс полная ответственность за свою деятельность (Дудчик С.В.)

Субъект образовательной деятельности – участник образовательной деятельности, самостоятельно определяющий вид и структуру своей деятельности, определяющий цель своей деятельности, определяющий влияние своей деятельности на деятельность других людей, отвечающий за результаты своей деятельности.

Субъективность – базовая категория жизнедеятельности, определяющая общий принцип существования человеческой реальности. Субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое выражение в рефлексии.

Субъективность – это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия «субъективный дух», «индивидуальный дух», «душа», «человеческое в человеке», «внутренний мир» и др.

Тьютор – (в переводе с английского tutor) – «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.

Тьютор – тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. (Ковалева Т.М.)

Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. С одной стороны, является организатором сетей профессионального развития, с другой — инициирующим образовательный процесс другого (Гуртовенко Г.А.)

Тьютор – (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей (словарь «Терминология в системе дополнительного профессионального образования»)

Тьютор – консультант по разработке индивидуальной образовательной программы с использованием в ней конкретных результатов обучения (Т.М. Ковалева).

Тьютор – «консультант учащегося, может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека» (П.Г.Щедровицкий)

Тьютор – 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательном учреждении, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. 2) индивидуальный научный руководитель студента (Педагогика. Большая современная энциклопедия)

Тьютор – это позиция преподавателя, который помогает обучающемуся строить индивидуальную образовательную траекторию (Н.И.Рыбалкина)

Тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы. (Т.М. Ковалева)

Тьютор видит, осознает проблему и показывает ресурсы решения проблемы.

Тьютор это тот, кто до этого был школяром, научился учиться сам у тех, кто знал больше него, и научился после этого передавать свой опыт учения, самообразования другим школярам.

Тьютор – это культурная позиция, сопровождающая человека на пути к знанию, позиция посредника, помогающая формулировать и достигать образовательных целей.

Тьюториал – коллективная деятельность тьютора и его учеников в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся (Дудчик С.В.)

Тьюторство – это практика поддержки процесса самообразования и происходит она путем передачи отрефлексированного опыта самообразования.

Тьюторская деятельность. Основания, по которым можно оценить какую-либо деятельность как тьюторскую (Т.М. Ковалева):
· диагностика
· многообразие предложений
· выбор предложений
· построение индивидуальной образовательной программы (ИОП)
· выбор маршрута реализации ИОП
· сопровождение ИОП
· рефлексия

Тьюторский клуб — коллективная деятельность учащихся и тьютора, направленная на формирование общих интересов и ослабление коммуникативных барьеров (Дудчик С.В.)

Тьюторская компетентность – это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.
Что важно в сопровождении? Нельзя стоящего сопровождать! (Т.М.Ковалева)

Тьюторский контроль – индивидуальная контролирующая работа тьютора, направленная на использование знаний, умений и навыков учащихся, обсуждение затруднений, ошибок и решение проблем (Дудчик С.В.)

Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)

Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования. Педагогическое сопровождение подразумевает передачу ответственности от учителя к ученику. Выражение ответственности – нормы взаимодействия, на которые ориентируются учитель и ученик. Исходя из этого можно выделить два типа педагогического сопровождения:
1) нормативное сопровождение, основанное на внешне заданных нормах;
2) гуманитарное сопровождение, основанное на нормах, которые вырабатываются самими участниками сопровождения.

Один из видов гуманитарного педагогического сопровождения — тьюторское сопровождение учащихся (Дудчик С.В.)

Тьюторское сопровождение – особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение (Дудчик С.В.)

Тьюторский час – на нем выявляются удачи и неудачи в обучении, делаются открытия, формулируются предложения на будущее (Дудчик С.В.)