ПРИНЦИП «НЕВИДИМОЙ РУКИ»
Автор: Немцова Мария Витальевна, канд.экон.наук, магистр педагогики и психологии, член МТА, тьютор и преподаватель экономики в АНПОО «Дальневосточный центр непрерывного образования», Международная лингвистическая школа, г. Владивосток.
Принцип «невидимой руки» рынка обосновал британский экономист Адам Смит ещё в XVIII в., использовав в одной из своих работ в качестве метафоры. Под ним подразумевается способность индивидов, действуя в своих интересах, приносить пользу всему обществу. Понятие так ёмко описывало достоинства капитализма, что стало синонимом свободного рынка. Следуя той же логике, эта метафора довольно точно, на мой взгляд, описывает и преимущества тьюторского подхода в образовании.
Работа в школе одновременно тьютором и преподавателем экономики позволила мне не только глубже осмыслить тьюторство, но и на опыте получить результаты использования инструментов тьюторского сопровождения для повышения предпринимательской и финансовой грамотности у старшеклассников.
Тьюторство – это про то, чтобы не просто увидеть и прочувствовать всю ситуацию, её особенности и индивидуальные характеристики самого ребёнка. Это про то, чтобы дать ему самому возможность это понять, принять, найти смыслы и, приобретая опыт, научиться действовать, добиваться своих желаемых образовательных результатов, становясь успешным. То есть это сопровождение ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (и мыследеятельности, и пробных, и продуктивных действий), которая способствует формированию и развитию субъектности, самостоятельности и уверенности в себе учащегося, основанная на его личных смыслах, внутренних «опорах». Вот здесь и прослеживаются все предпосылки, демонстрирующие тот самый принцип, а «невидимой рукой» становятся используемые педагогами, тьюторами и психологами школы практики и инструменты индивидуализации.
При соблюдении этих условий учащиеся, принимая различные образовательные решения, и делая выбор, исходя из собственных интересов, становятся более мотивированными и достигают гораздо больших успехов и образовательных результатов. Об этом свидетельствует опыт Международной лингвистической школы (МЛШ), которая при реализации предпрофильного и профильного обучения, в том числе предпринимательского, создаёт особую предметно-пространственную среду, где на первом месте стоит поддержка самостоятельных учебных усилий и деятельностных, профессиональных проб школьников. Профильная направленность обучения помогает в профессиональном самоопределении старшеклассников, а учебные предметы и учебные задачи стали иметь смысл для учеников, предоставив ему возможность связать их содержание с реальным жизненным опытом.
При обучении предпринимательской и финансовой грамотности, формировании практических навыков ведения бизнеса и реализации собственных проектов и идей, старшеклассники становятся активными субъектами не только образовательных отношений, но самой рыночной экономики, учатся правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать разумные решения для обеспечения самоэффективности. Вот так инструменты индивидуализации и тьюторства «невидимо» помогают, с одной стороны, развитию грамотностей, а с другой, развитию универсальных компетентностей (мышления, взаимодействия с другими и с собой), которые создают прочную основу для успешности и состоятельности в будущем.
На занятиях мною используются различные инструменты тьюторского сопровождения: авторские тренинги, технология образовательной картографии, тьюториалы (индивидуальное и групповое консультирование по запросу учащихся), рефлексивные сессии. Ребята создают ресурсные карты, разрабатывают образовательные и карьерные маршруты и треки, собирают портфолио по итогам участия в олимпиадах, школах и конкурсах различных уровней, разрабатывают и реализуют свои социальные, творческие и бизнес-проекты.
В рамках проектной деятельности в школе разработана и проводится четвёртый год сферодеятельностная игра «Владивосток – город будущего», в которой используется ещё и технология сопровождения деятельностных, профессиональных проб в открытой городской среде. Во время командной работы ребята получают бесценный опыт взаимодействия между собой, а также с наставниками в тьюторской позиции из числа опытных сотрудников и учителей МЛШ. А для того, чтобы проекты получились реальными, проработанными, приглашаются эксперты, предприниматели, которые не только проводят мастер-классы, экскурсии, но и экспертизу представляемых проектов.
Вот так «невидимые силы» образовательной среды позволяют учащимся получать реальные результаты через продуктивные действия.
Подробнее о реализуемых практиках и их результатах можно узнать на сайте школы и в социальных сетях:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100063819162798&sk=mentions
https://www.instagram.com/p/CY-RloBoZh/?utm_source=ig_web_button_share_sheet