Впечатления о нашей XV международной тьюторской конференции. Секция «Тьюторство в инклюзивном образовании».

Астахова Ольга Валерьевна, магистр педагогики, учитель начальной школы, призер конкурса «Учитель года России – 2021» в Приморском крае, победитель конкурса «Достижения в педагогической деятельности-2021», член МТА, специализация: тьютор в инклюзивном образовании.

«Всё дальнейшее-результат того, что ты видишь здесь…»

Процесс осмысления, сепарации (отделения эмоционального восприятия информации от сухих фактов ситуационной действительности) определил три точки бифуркации треугольника проблематики в секции «Тьюторство в инклюзивном образовании».

Анализ выступления коллег.

Запрос дошкольных учреждений на тьюторов

Нужны ли тьюторы в ДОУ?

Детский сад-место, где правит детство, но в подготовительные группы вводятся элементы образования: учителя начальных классов проводят уроки подготовки к школе. Кроме того, родители дополнительно выбирают пару-тройку курсов (ментальная арифметика, скорочтение, каллиграфия, иностранный язык, спортивная секция) пытаясь завершить все свои, но не ребёнка, гештальты.

Нужен ли тьютор ребёнку?

Не нужен.

Тьютор – не репетитор. У ребёнка нет образовательного запроса, так как ещё не сформировалась база знаний окружающей его образовательной действительности. Нет необходимых УУД, ЗУНов.

Следовательно, запрос на тьюторов в ДОУ не оправдан и нецелесообразен.

Иное дело, тьютор в школе-интернате восьмого типа. Здесь он необходим. Но, согласно выступлению одной из коллег, тьютор – единица, не занимающаяся составлением индивидуального образовательного маршрута в системе: ребенок с ОВЗ – семья – классный руководитель, а няня – психолог, на плечах которой лежит воспитание, работа с поведением и навыками бытового содержания.

Функциональная грань нарушена, что уничижает полноценную деятельность искомого замысла и понимания тьюторства.

Третьей, неожиданной точкой стала практика аттестации тьюторов.

Система представляет аналог получения первой и высшей категорий учителями. Сроки те же: 2 года и 5 лет.

Но, если в работе педагогов – это производственная необходимость из-за внесений изменений во ФГОС, перечни методического и учебного материалов, которые необходимо изучать и апробировать, работа с сетевым журналом, то тьюторство – ризомоподобная  система (переплетение приёмов, индивидуально применяемых, в зависимости от запросов).

Можно ли к работе тьютора определять шаблонное мерило аттестации?

Практика, её презентация и защита в сообществе МТА, дальнейшее обучение на региональных и федеральных экспертов с последующей работой, участие в ЛУТах, конференциях – вот профессиональный тьюторский рост и мера оценки профессионализма!

В заключение

Подводя итоги нашей секции, модератор озвучила, но, к сожалению, не раскрыла предложенную мной идею преемственности и не расставила соответствующие акценты по итогам работы секции в целом.

Смысл моего предложения в том, что тьютор – узкий специалист, работающий в своей среде запросов. Аналогично ресторану, где холодный, горячий и кондитерский цех. Так в образовании: тьютор школьной, СПО и вузовской системы. Каждый – это профессионал, работающий с «хочу-могу-надо» согласно возрастной зрелости и ресурсности данного периода. Безусловно, есть тьюторы-уникумы, способные провести сопровождение тьюторанта от ученика до доктора наук. Но, это, скорее, исключение, чем норма.

Поэтому налаживание системы сотрудничества, передачи тьюторанта при переходе на следующую ступень образования, как в муниципалитете, так и при переезде в другой регион – другому тьютору, вот один из вопросов тьюторского сообщества, который необходимо нам решить.

Источник

https://thetutor.ru/regions/otdeleniya/primorskij-kraj/vpechatlenija-o-nashej-xv-mezhdunarodnoj-tjutorskoj-konferencii-sekcija-tjutorstvo-v-inkljuzivnom-obrazovanii/