ЧАС тьюторства №2 от 30.01.2021

30.01.2021 состоялся открытый вебинар на тему «Принцип субъектности как основа тьюторской деятельности», второй по счёту семинар образовательной инициативы «Час тьюторства», на котором с докладом выступила кандидат философских наук, доцент департамента философии и религиоведения ДВФУ, экзистенциальный психотерапевт и тьютор, магистр психологии и педагогики Наталья Юрьевна Приходько. Вебинар посетили и профессионалы, и начинающие тьюторы, и гости. Порадовало живое общение, возможность делиться опытом, обсуждение актуальных вопросов.

Наталья Юрьевна о прошедшем вебинаре:

Хочу написать несколько слов по поводу вчерашнего события «Час тьюторства».

Наше мероприятие не сразу набрало обороты, сначала было 4 человека, потом количество участников увеличилось до 14. Мероприятие началось с некоторого момента непонимания. Что само по себе нормально, я думаю, учитывая то, что формат только обкатывается и проходит фазу тестирования.

Хочу подчеркнуть, что формат «Час тьюторства» не является узкопрофессиональным событием, это не научно-методический или научно-методологический семинар. Это просветительское мероприятие, на котором рассказывается о явлениях, связанных с тьюторством для широкой аудитории. Прийти может любой желающий. Вчера на мероприятии были, как коллеги тьюторы, так и родители, так и другие. Например, на мероприятии был Никита Андреевич Арыгалов, директор Департамента медиа ДВФУ. Возможно, я думаю при его участии написать заметку на сайт ДВФУ о нашем событии.

Тема вчерашней встречи была заявлена, как «Принцип субъектности, как основание деятельности тьютора». Выбор этой темы был обусловлен для меня интересом к теме субъекта в европейской философии, а также некоторыми личными событиями. Что касается личной событийности. Порой я вижу и достаточно часто в педагогической среде, в тьюторской среде разрыв между словом и делом, когда на словах заявляется одно, а именно уважение к человеку, необходимость знания и понимания человеческой природы, отношение к человеку, как к незавершённому проекту, а на деле порой педагоги и тьюторы директивно мыслят, не уважают человеческую свободу и выбор человека, относятся к человеку, как к объекту, как к некой шахматной фигуре, которая должна ходить по «шахматному полю» бытия в строгой последовательности, замыленной игроком.

Итак, тема была выбрана. Начав погружаться в тему, я осознала размеры и масштаб исследования. Отталкиваясь от ограниченности своих ресурсов, я решила проработать тему субъекта в европейской философии, а также приготовить доклад и презентацию (максимально популярные, предназначенные для широкой аудитории). Также, чтобы не быть «говорящей головой», а включить в обсуждение аудитория, я предложила на основании этого доклада, после его окончания попробовать сформулировать сущность принципа субъектности в тьюторской деятельности, если это не получится, то хотя бы попробовать сформулировать атрибуты принципа субъектности в тьюторской деятельности. Кстати, сформулировать атрибуты принципа субъектности общими усилиями получилось. Правда Zoom не выдержал, видимо, накала общения и по прошествии 2,5  часов меня и других участников из чата «выкинуло».

Резюмирую:

  1. Мероприятие, задуманное Наталией Белан, удалось.
  2. К различным разногласиzм в начале проекта нужно относится, как к рабочим моментам, неизбежным на стадии становления и обкатки.
  3. Мы рассмотрели философский дискурс (дискурс – совокупность текстов) проблемы субъекта и имеющего место быть сейчас кризиса персональной идентичности в популярном формате.
  4. На основании доклада и презентации удалось сформулировать атрибуты принципа субъектности, являющемуся обязательным основанием деятельности в помогающих профессиях:

а) отношение к себе и к клиенту должно строиться на понимании и принятии себя и каждого, как уникального, отдельного, независимого существа, который одновременно являются частью пространства, включающего Других (античный философский дискурс индивидуума  и парадокс Сократа);

б) отношение к себе и к клиенту должно быть личностным. Личность – единство сознания человека, точка сборки человека, глубина человеческих переживаний, существующие только посредством диалога (христианский дискурс личности и парадокс Аврелия Августина);

в) отношение к себе и к клиенту должно быть рефлексивным (трансцендентальная философия субъекта Рене Декарта. Понимание Декартом здравомыслия, как умения посмотреть на себя со стороны);

в) отношение к себе и к клиенту, как к принципиально незавершённому проекту или процессуальность (современный философский дискурс субъекта).

Кроме того, на нашем мероприятии были выявлены и некоторые особенности именно тьюторского принципа субъектности. В частности, Мария Немцова подчеркнула преобладание практики поведенческой психологии в работе тьютора.

На семинаре звучали и другие крайне важные замечания. Я думаю, что запись семинара нужно обработать и зафиксировать высказанные идеи участников в письменной форме.

P.S. Видео обработано и выложено в открытый доступ, Наталия Белан #Час_тьюторства

31.01.2021

Tags: , , , , , , , , ,