О роли тьюторского сопровождения в развитии профессиональной субъектности студентов магистратуры (на примере ДВФУ).
ПОЗДРАВЛЯЕМ БЕЛАН НАТАЛЬЮ ВЛАДИМИРОВНУ С УСПЕШНОЙ ЗАЩИТОЙ НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ -ДИССЕРТАЦИИ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА».
Защита состоялась 07.07.2022 года.
Автор: Белан Наталья Владимировна, тьютор, выпускница тьюторской магистратуры Дальневосточного федерального университета, успешно закончившая аспирантуру по направлению 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования”, предлагает материалы из своего научного доклада, об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА».
В теории развития субъектности в онтогенезе предполагается, что существует несколько модусов человеческой реальности: индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства, телесность; субъект – человек как носитель предметно-практической деятельности и познания; личность – целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; индивидуальность – человек как самобытная уникальная личность; универсум – высшая степень духовного развития человека.
Субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать свой жизненный путь, быть автором хозяином, организатором своей судьбы. В кризисах происходит разрыв между системой идеальных представлений о своем бытии и реальными перспективами и возможностями воплотиться, самореализоваться в практически существующем духовном и материальном производстве. С точки зрения В.И. Слободчикова субъектность понимается как способность к целенаправленному регулированию своей собственной активности: «Субъектность — это разнообразие психологических механизмов и способностей, которые обобщенно выражены в таких психологических явлениях, как разум, побуждения, чувства, способности, воля, характер человека»[1].
[1] Слободчиков, В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013 – 360 с.
На ступени персонализации реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему, является общественный «мастер», воплощенный во множестве социальных ролей и персонификаций: «учитель», «наставник», «тьютор», позднее – «эксперт», «консультант», «профессор» – подлинный профессионал в своем деле.
На ступени индивидуализации такой «мастер» ценен и значим прежде всего своей реальной (а не идеальной) взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного бытия: в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через приобщение к деятельным формам обучающийся «обнаруживает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы своей само-тождественности внутри совместного бытия с другими»[1].
Процесс развития субъектности является мощным основанием для освоения нормативной структуры всякой человеческой деятельности – во всех атрибутах ее осуществления: в проектировании, организации, управлении, реализации и в рефлексивной оценке ее результатов. Именно этот опыт осуществления «полной нормативной структуры деятельности делает реальным становление подлинного субъекта собственной профессиональной деятельности как фундаментального условия становления – уже на следующем шаге развития – действительного субъекта и своей собственной жизни»[2].
По мнению ученого, система профессионального образования будет способна выжить в условиях бурного роста деловой активности и инновационной экономики лишь вводя такое содержание и такие образовательные технологии, которые позволят получать «на выходе»
[1] Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская деятельность школьников. – 2005. № 6. С. 11–18.
[2] Там же.
штучный «товар» – мастеров, современных профессионалов «ручной сборки», обладающих всем спектром необходимых способностей для становления и развития себя в качестве субъекта собственной деятельности.
Также исследователи профессиональной субъектности В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев утверждают, что современный профессионал должен являться носителем новой интегральной способности, позволяющей ему быть субъектом собственной профессии и жизни: он должен уметь:
1) быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов;
2) уметь строить пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока нет места в реальном социуме;
3) уметь становиться субъектом собственной деятельности, в том числе гармонизировать содержание профессиональной деятельности со своей позицией и ценностно-смысловыми установками той общности, в пространстве которой разворачивается его собственная деятельность.
Обеспечение условий для развития профессионалов в качестве субъектов собственной деятельности является важнейшей антропологической миссией современного высшего образования.
Также В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев считают, что «до сих пор в системе высшего профессионального образования не отработаны формы и методы введения, обучающихся в самостоятельную профессиональную деятельность, рефлексии хода и результатов практической деятельности, ее сопряжения с другими формами подготовки»[1].
Авторы полагают, что знания о социальной и профессиональной среде в концентрированном выражении могут быть представлены и транслированы студентам в деятельностном содержании образования. Вузы должны готовить субъектов собственной профессиональной деятельности, способных входить в существующие и строить новые профессиональные общности, умеющих субъективироваться в них и вырабатывать собственную позицию.
Далее В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут, что образовательная среда представляет собой динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого образующегося.
В качестве показателей, параметров образовательной среды ученые предлагают использовать, во-первых, ее насыщенность (ресурсный потенциал) и, во-вторых, ее структурированность (способ организации).
При этом в зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, можно выделить три разных принципа ее организации (Таблица 1).
Таблица 1 – Принципы организации образовательной среды вуза
Принцип организации | Характеристики | Показатель структури-рованности |
ЕДИНООБРАЗИЕ | Доминирование административно-целевых связей и отношений, определяемых (как правило) одним субъектом – властью. | Стремится к максимуму |
РАЗНООБРАЗИЕ | Связи и отношения имеют конкурирующий характер, происходит борьба за разного рода ресурсы, «атомизация» образовательных систем и разрушение единого образ-го пространства. | Стремится к минимуму |
ВАРИАТИВНОСТЬ КАК ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ | Связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках объемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, студенческим и профессиональным и другим сообществам, образовательным системам. | Стремится к оптимуму |
На основе вышеизложенного создана «Схема развития профессиональной субъектности магистрантов в условиях социального партнерства», Рисунок 1.
[1] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: уч. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 431 с.
Рисунок 1. Схема развития профессиональной субъектности магистрантов в условиях социального партнерства
На схеме представлено развитие профессиональной субъектности магистранта в образовательной среде вуза на 1-ом курсе обучения (развитие личностной субъектности) и на 2-ом курсе (развитие профессиональной субъектности) в контексте проектной и волонтерской деятельности через включение в работу студенческих и профессиональных сообществ сначала в стенах вуза, а затем и вне университета, социальное партнерство с образовательными организациями города и края, региона, прямые контакты с работодателями, сетевое взаимодействие на уровне региональных и межрегиональных связей, международное сотрудничество.
В итоге выпускник магистратуры будет иметь высокий уровень профессиональной субъектности, что приведет к востребованности на рынке труда, поспособствует его опережающему образованию, а в дальнейшем – непрерывному образованию на протяжении всей жизни (life-long learning). При этом предполагается, что студент магистратуры уже обладает следующими личностными характеристиками субъекта образовательной и учебно-практической деятельности: согласованность ценностей, смыслов и целей; осмысленность процесса и результата этой деятельности, а также способность нести ответственность за результат; умение использовать их для достижения целей, преодолевая возникающие трудности.
Данные личностные характеристики позволят магистрантам с опорой на личностную субъектность, как интегративное свойство личности, уже сформированное в течение предыдущих лет обучения в школе и бакалавриате, развивать свою профессиональную субъектность.
Психолого-педагогические условия, способствующие развитию профессиональной субъектности магистрантов, предполагают:
1) Социальное партнерство, вовлечение магистрантов в работу студенческих и профессиональных сообществ на уровне вуза, города, региона, страны; межрегиональное и международное сетевое взаимодействие.
2) Наставничество (тьюторское сопровождение) образовательной деятельности студентов магистратуры в условиях социального партнерства; организация рефлексивной деятельности магистрантов.
3) Диагностирование, само-диагностирование, мониторинг процесса развития профессиональной субъектности магистрантов.
Особенно важной характеристикой является осознанность как внешних ресурсов среды, так и внутренних, индивидуально-личностных ресурсов.
Развитие субъектности студентов магистратуры может интенсивно происходить в образовательной среде, наполненной ресурсами, которые обеспечивают достаточную событийность жизнедеятельности магистрантов в вузе и осмысленность, рефлексивность своей образовательной и учебно-практической деятельности.
С позиции субъектно-личностного подхода оценивание ресурсности ОС рассматривает два аспекта: наличие объективных ресурсов и субъективное отношение к ним, их осознание и принятие со стороны студента[1].
Несмотря на то, что образовательная среда Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в достаточной мере насыщена возможностями для повышения уровня профессиональных компетенций, зачастую ресурсы вуза остаются не востребованы в следствие недостаточно высокого уровня развития профессиональной субъектности обучающихся.
В таких условиях дальнейшее насыщение образовательной среды вуза новыми ресурсами не эффективно, т.к. их использование студентами магистратуры будет ограничено субъективной незначимостью.
Насыщение образовательной среды должно сопровождаться специальной работой, направленной на подготовку магистрантов к восприятию и использованию имеющихся объективных ресурсов. Необходима индивидуальная работа, направленная на осмысление обучающимися своего профессионально-личностного развития, способная раскрыть имеющееся содержание образовательной среды как ресурса, который можно использовать в соответствии со своими ценностями, целями и задачами.
Такую работу способен осуществить тьютор, тогда ключевым звеном развития профессиональной субъектности студентов магистратуры психолого-педагогического образования может стать тьюторское сопровождение их образовательной и практической деятельности.
[1] Брушлинский, А.В. О критериях субъекта и его деятельности [Текст] / А.В. Брушлинский // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М. – Ярославль: ДИА-пресс, 2001 – С. 5-23.
Источник: Сайт МТА