Учитель с тьюторской позицией готовится к новому учебному году
Буланцева Евгения Владимировна, сертифицированный тьютор, учитель истории, психолог, магистр педагогики
Сегодня, когда история творится на наших глазах, когда Госдума приняла закон о «золотом стандарте» образования, согласно которому с 1 сентября 2023 года во всех школах вводятся федеральные основные общеобразовательные программы для повышения качества образования и возможности каждому ученику реализовать свои образовательные потребности, становится очевидным, что в преподавании предмета «История» необходимы серьезные изменения.
В первую очередь эти изменения связаны с позицией педагога по отношению к обучающемуся. Особенно востребованными становятся условия гуманизации: открытость взаимного общения педагога и ученика; раскрытие потенциала ученика; обучение через личный опыт, освоение нового в практических ситуациях; индивидуальный подход; изменение роли учителя: от роли всезнающего и карающего «гуру» к роли фасилитатора, создающего позитивную атмосферу познания и поддерживающего ученика; активная роль ученика, самостоятельность.
Тьюторская позиция педагога становится ценностно-смысловым основанием его действий, определяющим стратегию проектирования и расширения пространства пробы себя, своих возможностей, планирования шагов по достижению образа будущего. Итак, приказом Минпросвещения определяются новые требования к предмету «История» на базовом уровне, а обновленный ФГОС вводит требования к личностным результатам обучения. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Проект новых ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения. Вариативность выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Новое понятие «функциональная грамотность» вошло в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения и определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания.
Патриотизм понимается как интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры; ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Таким образом, в целом преподавание истории должно приводить к таким личностным результатам, как «осознание обучающимися российской гражданской идентичности» и «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации».
Как мы видим, речь идет о формировании внутренней позиции, которая может проявиться только в определенных условиях, если человек занимает субъектную позицию по отношению к своему обучению, при пассивном же обучении такая позиция не сформируется. Это мнение подтверждается не только многими психологами и педагогами, я поняла это на собственном опыте, обучаясь в тьюторской магистратуре Дальневосточного федерального университета в 2011-2013 годах.
Если обучение не индивидуализировано, если человек не видит свой образ будущего, если предмет не служит инструментом развития личности – то личностные результаты не проявятся, для этого просто нет условий. Реализация принципа индивидуализации проявляется в создании условий для личностного выбора, самоопределения, формирования субъектности в открытой, избыточной, неструктурированной, социальной, образовательной среде; организации рефлексии образовательного движения школьников как субъектов практики; возможностей проявления инициативы.
Учитель с тьюторской позицией создает такие условия через методы и технологии (технологии развития критического мышления через чтение и письмо, картирование, трансактный анализ, схематизация и др.); привлекаемые ресурсы (экскурсии в музеи, игры, погружение через сценки, образовательное путешествие, TikTok, видеопросмотры и др.); кооперацию и организацию рефлексии (командная работа, взаимооценивание, самооценивание и др.); самостоятельную деятельность школьников (выбор средств, темы, путей, творчество, рефлексия).
Результатом практики индивидуализации и тьюторства является включение обучающихся в проектную, исследовательскую и образовательную деятельность, получение личностно-значимых результатов каждым и командой в целом, на основе индивидуального учебного плана, разработанного в соответствии с задачами получения желаемого образа будущего.
Таким образом, происходит становление самостоятельности в использовании предложенных средств и ресурсов образования; расширение спектра средств и ресурсов среды, которые человек использует в процессе своего образования; способность и готовность проектировать и применять средства и ресурсы для своего образования и решения личностно-значимых задач не только ученику, но и педагогу.
Источник: сайт МТА