Круглый стол «Продуктивное репетиторство» Приморского РО на тьюторской конференции ”Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество”
Белан Наталья Владимировна, магистр педагогики и психологии, репетитор по математике и информатике, сертифицированный тьютор МТА.
18 октября 2023 в рамках XVI Международной научно-практическая конференции (XXVIII Всероссийская) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: тьюторство как особое наставничество» состоялось интересное образовательное событие – круглый стол «Продуктивное репетиторство» (спикер: Боровкова Тамара Ивановна, к.п.н, доцент, магистр педагогики, сертифицированный тьютор, ДВФУ, Владивосток).
Были рассмотрены и обсуждены актуальные вопросы, связанные с работой как начинающих, так и опытных репетиторов. Во-первых, хороший репетитор должен иметь хорошие навыки коммуникации и обладать хорошим чувством юмора. Во-вторых – испытывать страсть к преподаванию. Далее: необходимо уметь слушать и слышать своих учеников и их пожелания к учебному процессу, относиться с уважением к ученикам и другим преподавателям. Также для репетитора важно оформить свою деятельность официально.
Участники Круглого стола «Продуктивное репетиторство» дискутировали о ценностях и целях личности учителя и пришли к выводу, что никакое лицо и никакая организация не вправе предъявлять требования к self image, образу себя, формируемому для себя человеком. Был сделан вывод, что главным в процессе жизнедеятельности является не производство некого полезного результата, а раскрытие Миру своей потенциальной уникальности, причастности к другим, и именно с помощью этого процесса – развитие и себя, и другого, т.е. авторская позиция. Поэтому состояние гармоничности себя в Мире невозможно оценить по формально-количественным показателям продуктивности жизнедеятельности («плодовитости» или прикладной значимости). «Самое большее, что способен здесь сделать педагог, – это самому находиться в состоянии непрекращающегося продуктивного развития, являя собой модель, – не для подражания, но как пример возможности реализации процесса самостановления и самоосуществления каждым отдельным человеком,» – как было сказано Тамарой Ивановной Боровковой.
Также присутствующими была рассмотрена позиция тьютор.
Тьютор – это такая культурная позиция, в которой специалист работает с процессом индивидуализации, способом обеспечения каждому подопечному тьютора права и возможности формирования собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной программы.
Тьютор как наставник по самостроительству делает фокусировку во взаимодействии с подопечным на развитие его потенциала, управление самим собой, творческом строительстве собственной жизни, то есть на развитие «селфкомпетенций», означающих «навыки построения себя» и «культуру заботы о себе».
Сущность тьюторской позиции педагога характеризуется выраженной антропоцентрической позицией, нацеленной на саморазвитие, самообразование, рефлексивным отношением к процессу и результату учения и становления, осознанием и переживанием процесса своего образования как акта смыслорождения в собственной жизни и самоосуществлении.
Тьюторская позиция педагога становится ценностно-смысловым основанием его действий, определяющим стратегию проектирования и расширения пространства пробы себя, своих возможностей, планирования шагов по достижению образа будущего как учеником, так и самим педагогом.
Самореализация, самоутверждение и саморазвитие педагога с тьюторской позицией имеет следующие характеристики:
• субъективное запечатление профессионально-значимых способов и нормативов деятельности, выработка на этой основе собственной системы действий;
• выработка личностных критериев и норм профессиональной деятельности;
• выход за рамки нормативной деятельности;
• независимость мышления, способность авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления педагогического процесса.
Цель педагога с тьюторской позицией – обеспечение ученика продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью ученика находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлексировать в ней.
Было обсуждено понятие «продуктивности» педагогической деятельности, которое включает 1) функциональные продукты деятельности – создание системы дидактических методов и приемов, коммуникативные умения и т. п.; 2) психологические – психические новообразования в личности учащегося.
Особое внимание было уделено рефлексии, которая играет важнейшую роль в организации продуктивной деятельности и позволяет осуществлять постоянный анализ проектов, процесса, результатов.
Круглый стол «Продуктивное репетиторство», организованный Боровковой Тамарой Ивановной, прошёл в непринужденной и дружеской атмосфере, что было отмечено всеми его участниками.
Источник: Сайт МТА