ПАЛИТРА ТЬЮТОРСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ

МАТЕРИАЛЫ сайта  Технологии тьюторского сопровождения

Образовательный ресурс был создан и разработан студентами  магистратуры ДВФУ «Тьюторское сопровождение в образовании», продолжается наполнение контентом.

Автор идеи: Наталья Белан. Разработка сайта: Нонна Гуремина, Наталья Белан

______________________________________________________________

ТЬЮТОРИАЛЫ

Автор: Софья Охотина

  • Сегодня, 31 января 2021 года,  у меня состоялась 7-ая встреча с моим тьюторантом. Ребенок с аутистическим спектром, задержкой психо-речевого развития, с плохо развитой мелкой моторикой. Конечно, существуют затруднения в коммуникации. У самого ребенка, как до этого я пыталась в разговорах с ним выяснить, «трудностей нет», этакий «счастливый карапуз»….

Мы рассказывали сказки, лепили, как могли из теста, строили паровозик. И вот сегодня наша встреча началась с мультфильма «Кастрюлька Анатоля». На вопрос: «Что тебе стало понятно из этого мультфильма?», был получен ответ:» со мной, как с этим мальчиком, никто не хочет играть, дети убегают». На мою просьбу, подумать, почему так происходит,  малыш ответил, что не знает.

И вот здесь, я начала рассказывать ему сказку о котенке Когтистая лапка, добром, пушистом, но от которого все убегали, потому что он, желая поиграть, всех грубо царапал коготками, которые не умел убирать. И только козленок, которого он тоже ударил коготками, не убежал и не стал драться с ним, а объяснил малышу, что для того, чтобы играть, необязательно трогать, можно просто спросить или попросить о помощи. Ребенок откликнулся очень живо, он стал рассказывать, что да, с ним не хочет играть  одноклассник Алеша, но он понял,  что его не надо трогать, а можно просто с ним начать общаться. Я спросила, о чем бы он хотел поговорить с Алешей, предложила ему попросить Алешу, например, помочь ему в чем-то. И тут Андрюшу как осенило: он сказал, что Алеша может помочь ему с задачками по математике и для этого его надо вежливо попросить, надо сказать волшебные слова » помоги мнк пожалуйста», «ты очень умный и добрый». Тогда я спросила, чем бы Андрюша сог помочь Алеше, ведь друзья помогают друг другу. Андрюша подумал и ответил, что он умеет очень хорошо наводить порядок и конечно, поможет с радостью своим одноклассникам навести порядок после уроков.   Итак, во время сегодняшнего тьюториала, Андрюша пришел к собственному выводу, что можно и нужно просить других ребят о помощи, самому предлагать помощь, для того, чтобы с тобой играли, вовсе не надо трогать другого ребенка, а можно вежливо спросить, можно ли нам поиграть вместе. Ну что же, в течение недели мы посмотрим, как справится Андрюша с поставленной перед ним задачей: волшебными словами «расколдовать» драчунов и обзывалок и попробовать попросить о помощи. Еше один персонаж Андрюшиной сказки — очаровательная кошечка Кроша, которая забралась на самый верх большой садовой лестницы, внизу ее поджидает котик Лео:

%d1%81%d0%be%d1%84%d1%8c%d1%8f           %d1%81%d0%be%d1%84%d1%8c%d1%8f1

  • Андрюшины сказки, часть 6. Виноградные гонки или учим эмпатии. Андрюша решил устроить байкеркие гонки. На приглашение собралось очень много байкеров и все хотели получить главный приз — виноград🍇🍁. Андрюша выехал на самокате и открыл соревнования. Впереди всех мчали два байкера — в желтом и в синем комбинезоне…. Но тут произошло непредвиденное….. В итоге, победила дружба и умение сопереживать и помочь ближнему.
  • Андрюшины сказки, часть 5. Корабль в море.  В синем море был остров и на этом острове жили пираты, были они грязнули, невоспитанные и грабили корабли. И вот однажды, мимо этого острова проплывал трехмачтовый корабль с белыми парусами, капитана звали Андрей Дмитриевич, был он очень аккуратным и вежливым. Пираты увидели корабль и закричали :на абордаж, сейчас мы ограбим тебя и уплывем на большую землю, а то нам надоело жить на этом острове. Но Андрей Дмитриевич сказал им:»для того, чтобы вам помогли, не надо нападать и грабить, нужно выучить волшебные слова:здравствуйте, пожалуйста помогите нам и спасибо.» а еще, если вы сделали что-то не так, надо сказать :»простите нас пожалуйста». И вам сразу помогут. Пираты сразу же попросили прощения и вежливо попросили отвезти их с острова на большую землю. И Андрей Дмитриевич согласился, потому что он был сильным, храбрым и добрым. Он не боялся пиратов, иначе он не поплыл бы на корабле к пиратскому острову.

%d1%81%d0%be%d1%84%d1%8c%d1%8f2

 


КАРТИРОВАНИЕ

Автор: Наталия Белан

Ментальные карты по­вышают эффективность процесса изучения учебного материала, степень его запоминания. На их ос­нове разрабатываются презентации, осуществляется генерация нового знания.

Ментальные карты — эффективный инструмент структурирования и анализа информации. В ос­нове концепции ментальных карт лежат представления о принципах работы человеческого мозга: ас­социативное (нелинейное мышление), визуализация мысленных образов, целостное восприятие (гештальт). В ментальных картах реализуются ассоциативность и иерархичность мышления — от общего к частному. При подготовке ментальных карт активно используют цвет, шрифт, рисунки, аб­бревиатуры. Разновидностями ментальных карт считаются концепт-карты (Дж.Новак), интеллект-карты (Т.Бьюзен), ассоциативные карты, карты знаний, карты ума, карты представлений и др. [Карты ума // MindManager / Авт.-сост. В.И.Копыл. — Минск: Харвест, 2007. — 64 с. ].

Методика разработки интеллект-карт (или ассоциативных карт) связана с именами братьев Тони и Барри Бьюзен [Бьюзен Т. и Б. Супермышление. — Минск: Попурри, 2008. — 304 с. ] и представляет собой способ многомерного представления системных отношений информации через выявление ассоциативных связей центрального объекта. Они назвали его интегрированный­рованным, радиантным способом усвоения информации. Радиантным, потому что усвоение материа­ла осуществляется через ассоциативные мыслительные процессы, отправной точкой приложения ко­торых является центральный объект. Интеллект-карта позволяет охватывать и структурировать ог­ромный массив информации и управлять ментальной энергией обучаемого. Трехмерность интеллект-карты достигается использованием, помимо слов, цвета, образов, пространственных характеристик.

Ментальные карты рисуются на листах бумаги, при этом используются цветные карандаши и фломастеры. Построение карты начинается с центрального образа: в центре листа размещается цен­тральный образ. Это может быть рисунок или геометрическая фигура. Он должен быть подписан. Подпись — это название исследуемой темы, концепта, идеи, проекта.

К центральному образу крепятся ветви главных идей. Их может быть сколько угодно. Обычно от двух до десяти. К главным ветвям добавляют ветви подчиненных идей, ассоциативно связанные с главными идеями и детализирующие их. К подчиненным идеям добавляют идеи более низкого уров­ня с еще большей детализацией и т.д. Линии идей обычно имеют на карте разную толщину, обяза­тельно подписываются и снабжаются рисунками. При составлении интеллект-карты рекомендуют использовать разные шрифты, цвет, размер.

Пример такой карты представлен на рисунке. Материал подготовлен Наталией Белан.

Источник: https://articlekz.com/article/6493

Пример  карты:%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b4%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9-%d0%b8-%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%83%d1%80%d1%81%d0%be%d0%b2

 


Колесо баланса ценностных установок

Автор: Екатерина Горяченко

Задание направлено на выявление ценностных установок формируемых и поддерживаемых в обществе с целью создания комфортной и развивающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями

Инструкция

1. Подпишите сектора, ответив на вопрос: «Какие ценностные установки необходимо формировать и продвигать в обществе, чтобы сформировалась комфортная и развивающая среда для людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями?»

2. Отметьте, каков, по Вашему мнению, уровень принятия каждой ценностной установки окружающими Вас людьми (учитывайте большинство). Для определения уровня принятия данной ценностной установки используйте шкалы секторов.

3. Отметьте, на сколько позиций, по Вашему мнению, можно за один год активных действий повысить уровень принятия и проживания каждой ценностной установки окружающими Вас людьми (учитывайте большинство). Для определения повышения уровня принятия данной ценностной установки используйте шкалы секторов.

4. Перечислите (напишите около каждого сектора) активные действия: акции, инструменты, методы, способы и т.п., которые можно использовать для повышения уровня принятия каждой ценностной установки.

Справочный материал (ценностные установки) 

Защита семьи (безопасность тех, кого мы любим)

Настоящая дружба (близость, дружеская поддержка)

Самоуважение (уверенность в ценности своей личности, достоинство)

Свобода (свобода мыслей и поступков)

Смысл жизни (наличие жизненных целей)

Внутренняя гармония (быть в мире с самим собой)

Зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная близость)

Удовольствие (удовлетворение желаний)

Благосостояние (деньги, материальное благополучие)

Интересная жизнь (захватывающие приключения)

Уединение (право на частную жизнь)

Мудрость (зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни)

Социальное признание (одобрение и уважение со стороны других)

Чувство принадлежности (я не безразличен другим людям)

Творчество (изобретательность, уникальность, неповторимость)

Разнообразие жизни (новизна, изменения, вызовы судьбы)

Национальная безопасность (защищенность моей страны от врагов)

Вежливость (хорошие манеры)

Духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах)

Мир на земле (отсутствие войн и конфликтов)

Мир прекрасного (красота природы и искусства)

Социальная справедливость (устранение несправедливости, забота о слабых)

Социальный порядок (стабильность в обществе)

Авторитетность (право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения)

Самодисциплина (сдержанность, сопротивляемость соблазнам)

Взаимоуслужливость (стремление не остаться в долгу)

Равенство (равные возможности для всех)

Уважение традиций (сохранение обычаев, обрядов)

Власть (контроль над другими, доминирование, господство)

Единство с природой («растворение» в природе, соединение с ней)

Здоровье (отсутствие физических и душевных недугов)

Интеллект (логика, мышление)

Независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

Достижение успеха (стремление к достижению целей)

Верность (преданность друзьям, своим ближним)

Выбор собственных целей (самостоятельность в выборе)

Наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

Умелость (компетентность, эффективность, продуктивность)

Ответственность (надежность, верность в деле и слове)

Честность (подлинность, искренность)

Уважение родителей, старших (почтение)

Умение прощать ( готовность простить ошибки других)

Широта взглядов (терпимость к отличающимся идеям, мнениям, убеждениям)

Честолюбие (усердие в работе, целеустремленность)

Обязательность (осознание своего долга, обязательств)

Любознательность (интерес ко всему, исследовательская жилка)

Полезность (приносить пользу другим людям)

Чистоплотность (аккуратность, стремление к чистоте)

Сохранение своего публичного образа (защита своего «лица»)

Защита окружающей среды (сохранение природы)

Довольство своим местом в жизни (смирение с жизненными обстоятельствами)

Влияние (воздействие на события, других людей)

Отвага (поиск приключений, стремление к риску)

Потакание себе (делать то, что приятно)

Умеренность (избегание крайностей в чувствах и поступках)

Благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям)

Скромность (умеренность, стремление держаться в тени)

%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%81%d0%be________________________________________________________________

ДИАГНОСТИКА.

Упражнение «Чего ты хочешь?»

Автор упражнения: Констанция Горкун, выпускница тьюторской магистратуры ДВФУ 2019

Сопровождая  детей  с  ОВЗ  в  рамках  общеобразовательной  школы,  тьютору  приходится  иметь  дело  с  очень  разными  детьми,  требующими  индивидуального  подхода,  что  значительно  затрудняет  раз работку  общих методик. Каждый раз в работе с новым подопечным тьютор опирается не только на свои знания и опыт, но и на интуицию.

Тьютор  должен  уметь  видеть  ресурсы  и  дефициты  ребенка,  чтобы  найти  вместе  с  ним  пути  решения  возникающих  в  процессе  обучения  проблем. Надо понять,

Что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает.

Учитывая, что упражнение я провожу предположительно с людьми ОВЗ, и они все разные, то хочу задать вопрос «ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ?»

1 шаг – девочки из моей группы записывают все пришедшие в голову варианты.

2 шаг – 3 шаг  – формулирование противоречия. С одной стороны – мы-тьюторы должны следовать профстандарту тьюторской деятельности, где обозначена работа с детьми ОВЗ, с другой стороны — в рамках магистратуры нет специальных дисциплин, где мы бы этому учились. Проблема в освоении способов работы с детьми с ОВЗ на занятиях такой дисциплины как «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» в виде тренинга. Каждый должен будет записать свое противоречие, которое выведет его на проблему и ее решение неизвестным ранее способом, потому что проблему известным способом не решить. Иначе это станет просто задачей,а не проблемой. Например, в достижении желания или проблема составить список желаний и т.д.

4 шаг — девочки записывают все пришедшие в голову варианты решения проблемы, включая самые безумные и неосуществимые.

5 шаг – необходимо отметить те варианты, которые можно осуществить

6 шаг – у самых осуществимых вариантов отметить положительные и отрицательные стороны.

7  шаг – анализируем и выбираем самый оптимальный вариант.

8 шаг – расписываем возможный план действий для его осуществления (или рисуем в виде схемы).

Но при этом не забываем китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуем!


ТРЕНИНГ «Я в культуре вещей»

Автор: Гуремина Нонна

Данные технологии помогают лучше осознать свое место в пространстве и позиционировании себя как определенного продукта на современном рынке. Тренинг носит характер психологического, он является авторской технологией и не имеет однозначного толкования.

Время проведения: 1 академическая пара (90 минут)

Подготовка: 30 минут

Выступления: 30 минут

Групповая рефлексия: 30 минут

Описание тренинга

Представьте себе огромный супермаркет, в котором продается абсолютно все. Каждый посетитель выходит оттуда с новой покупкой. А Вы – одна из вещей, которые там продаются. Составьте о себе рассказ по следующему плану:

1. Что Вы за вещь?

2. В чем ваша особенность и преимущества по сравнению с известными имеющимися аналогами? (Раскройте свой инновационный потенциал, чем Вы можете быть интересны для потребителя, и почему человек из позиции №4 на Вас обратил внимание).

3. Сколько Вы стоите?

4. Кто Вас купил? Опишите этого человека, его пол, возраст, род занятий, хобби и т.д. С какой целью Вас приобрели?

5. Где Вы сейчас находитесь?

6. Каково Ваше будущее?

Психологический ключ к тренингу

Позиция №1 отражает Ваше состояние в данный момент. Возможно, вы приобрели эту вещь недавно или о ней думаете в перспективе.

Позиция №2 отражает уровень Вашего творчества, креативности, знаний в области продуктовых и технологических инноваций. Простор для фантазии, которая со временем может воплотиться в жизнь.

Позиция №3 говорит об уровне Вашей самооценки, при этом должно быть соответствие между ценой, назначением и качеством товара.

Позиция №4,5 – Ваши стремления в карьере и личной жизни.

Позиция №6 – жизненный цикл товара, говорит о том, насколько далеко строите планы на будущее.


РЕФЛЕКСИЯ. Прием «Мысли во времени».

Автор: Виктория Воронцова, выпускница тьюторской магистратуры ДВФУ 2019

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Называется ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые «приходят в голову» и связаны с заданным словом. По истечении времени ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

_______________________________________________________________

КЕЙСЫ. 

Кейс «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ, реализующих инклюзивную практику»

Автор: Белан Наталья

Описание: Вася учится в 1 классе элитной школы. На уроках он ходит по классу, может залезть на парту, бывает, что «психует» и раскидывает вещи. На контакт со сверстниками идёт с трудом, агрессивен, дети побаиваются его. Учительница мягкая, интеллигентная женщина, предпринимает попытки наладить эмоциональный контакт с «трудным» ребенком, но Василий отторгает такие попытки, не воспринимает ласковый голос, «отпрыгивает» от прикосновений. При этом бегло читает, имеет разряд по шахматам, любит вычислительные примеры по математике. Ему нравится быть первым в ответах, любит похвалу; начисто отвергает замечания. Если что-то не получается с первого раза, Вася избегает повторять подобный опыт. В садик Вася не ходил, воспитывался мамой и бабушкой. Мама – нигде не работающая «светская львица», бабушка – бизнесвумен. Своего отца мальчик практически не знает. Недавно у Вани появился младший брат и сводная старшая сестра, пришедшая в семью с новым папой.

Вопросы:

 «В чем состоит проблемная ситуация?»,

«Для кого данная ситуация является проблемной?»

«Каковы альтернативы решения этой ситуации?»,

«Кто в состоянии/ответственен за принятие решения?»,

«Что было сделано (называется действующее лицо) для разрешения

создавшейся ситуации?»

Возможное решение: сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) см. в приложении.

Обсуждение по итогам решения кейса:

– Что было наиболее сложным?

– Что было наиболее простым?

– Основной вывод?

– Основной урок (навык), который вы вынесли?

– Какой ошибки в будущем вы сможете избежать?

Приложение к кейсу

Сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерны недостатки координации движений, несформированность мелкой моторики (что выражается в двигательной неловкости, неуклюжести).

Дети с СДВГ чрезвычайно подвижны: все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). Такие дети нарушают дисциплину, быстро переходят в разряд «неуправляемых хулиганов». Вследствие этого самооценка таких детей низкая, а тревожность повышена. На этом фоне снижается мотивация к обучению и часто возникает агрессивное поведение. У других детей этой группы усиливается регрессия, личностная инфантилизация. Такие дети отказываются от ответственности за свое поведение и обучение.

Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), повышенной избирательности внимания (неспособен более нескольких минут сосредоточиться на неоднократно повторяющейся, трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности), выраженной отвлекаемости, с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Существует возрастная динамика проявления гиперактивности: пик ее приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (ребенок крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит руками, трясет ногами). К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

Если в классе есть ребенок с СДВГ:

  • Такому ребенку необходимо позитивное, уравновешенное и последовательное отношение к нему;

  • Важно давать четкие, конкретные инструкции; соблюдать четкий ритм, структуру, организацию;

  • Не боятся хвалить ребенка, при этом помогать достичь успеха в тех видах деятельности, которые не даются с первого раза;

  • Оптимальное место в классе для ребенка с СДВГ — место у стены и недалеко от стола учителя;

  • Чаще давайте такому ребенку дополнительные задания, допускающие возможность движения (собрать тетради, раздать материалы, листы бумаги и т.д.).


Кейс «Работа с проблемой» (метод работы с ребенком с ОВЗ)

Автор: Саенко Анна, выпускница тьюторской магистратуры ДВФУ 2019

Тьюторант: Яна (9 лет, слабовидящая).

Задание: Ознакомившись с кейсом №1 и №2, Уважаемые тьюторы, подскажите, какие ошибки в работе были, какие рекомендации вы мне дадите с точки зрения тьюторской позиции?

Вопросы:

КЕЙС 1. Наводящие вопросы могут относиться к тьюторской деятельности?

КЕЙС 2. У меня снова диалог, но как показалось мне, проанализировав, он более расширенный, что стоит добавить ?

20.03.2018

Кейс 1 – Слабовидение за первой партой

1.     БЕСЕДА. С Яной я беседую и в ходе беседы она говорит мне что плохо видит за первой партой.

2.     ВОПРОС. Яна задаёт вопрос «а может можно что-то придумать»?

3.      ОТВЕТ. Можно, но у меня тоже к тебе вопрос: «Что ты хочешь делать сама»? Ответ: «Что бы я сказала, что делать».

4.     БЕСЕДА. Яна не знает, как это придумать самой. На данном этапе я говорю Яне о том, что подсказать я могу, но может ты хочешь попробовать сама? Ведь это интересно. Ты сама выберешь для себя свой способ. Вот ты когда-нибудь представляла о том, что может помочь тебе лучше видеть, но не с доски?

«Представляла».

5.       На этом этапе с Яной пошли в канцелярский магазин. Яна увидела магнитную доску и сказала мне «вот была бы у меня такая». Я спросила « для чего»? « чем она поможет тебе»? Яна ответила, что можно было бы ей писать задания на этой доске, цифры, буквы

11.04.2018

Кейс 2 – Адаптация при переезде

1.     БЕСЕДА. Яна хочет переезжать, но не знает как завести новых друзей.

2.     Яна: Я бы хотела подружиться с девочкой, как ?

3.     Я: Давай обсудим, какой должен быть твой друг?

4.     Яна: Девочка — хорошая, добрая, весёлая.

5.     Я: Что можно сделать. чтобы подружиться с хорошей девочкой, узнавать девочек-одноклассниц, общаться с ними.

6.     Яна: А можно, я приготовлю подарок своей подружке новой, но которую я еще не знаю (только я не знаю что)?

7.     Я: Давай откроем интернет и посмотрим идеи.

8.     Яна: (После просмотра): Я её не знаю ещё, но думаю можно сделать что-то своими руками. Я могу нарисовать рисунок, сделать подделку, подарить свою игрушку.

9.     Я: А что ты выбираешь ? Что ты хочешь ей подарить?

10.   Яна: Хочу подарить своего медведя, мне его подарила тётя, но мне не жалко.

11.    Я: Уверена?

12.    Яна: Да

13.    Я: Это твой выбор, ты сама приняла решение, пусть твой подарок понравится и ты подружишься с девочкой.


Перечень практических задач по конфликтным ситуациям

Автор: Галина Третьяк, выпускница тьюторской магистратуры ДВФУ 2019

Задача 1. Вы приступили к проведению занятия, все студенты настроились на занятие, и вдруг в группе кто-то громко засмеялся. Когда Вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на студента, который засмеялся, он, глядя Вам в глаза, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на Вас и хочется смеяться, когда Вы начинаете вести занятия».

 Как Вы отреагируете на это?

1.      «Вот тебе и на!» 2. «А что именно тебя смешит?» 3. «Ну, и ради смейся!» 4. «Ты что, глуп?» 5. «Люблю веселых людей». 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

 Задача 2. В самом начале занятия или уже после того, как Вы провели несколько занятий, студент заявляет: «Я не думаю, что Вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция?

 1. «Твое дело — учиться, а не учить преподавателя». 2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».  3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой вуз?» 4. «Тебе просто не хочется учиться». 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь». 6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Задача 3. Педагог дает студенту задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

 Какой должна быть, на Ваш взгляд, реакция преподавателя?

1.      «Не хочешь — заставим!» 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?» 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос». 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя закончиться?» 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?» 6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

 Задача 4. Студент разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал. Он говорит преподавателю: «Как Вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь освоить данную дисциплину?»

Что должен на это ему ответить преподаватель?

1.      «Честно сказать — сомневаюсь». 2. «Да, конечно, ты можешь в этом не сомневаться». 3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды». 4. «Почему ты сомневаешься в себе?» 5. «Давай поговорим и выясним проблемы». 6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Задача 5. Студент говорит преподавателю: «На два ближайших занятия, которые Вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя и просто отдохнуть».

Как нужно ответить ему?

1.      «Попробуй только!» 2. «В следующий раз тебе придется написать объяснительную». 3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу». 4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям». 5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить институт?» 6. «А что ты собираешься делать дальше?» 7. «Мне интересно знать, почему посещение соревнования для тебя интереснее, чем учебные занятия». 8. «Я тебя понимаю: отдыхать, бывать на соревнованиях действительно интереснее, чем учиться. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя важно».

 Задача 6. Студент, увидев преподавателя, когда тот вошел в аудиторию, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным».

Как на это должен отреагировать учитель?

1.      «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания». 2. «Да, я плохо себя чувствую». 3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри». 4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы». 5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям». 6. «Ты — очень внимателен, спасибо за заботу!»

Задача 7. «Я чувствую, что занятия, которые Вы ведете, не помогают мне», — говорит студент преподавателю и добавляет: «Я вообще думаю бросить институт». Как на это должен отреагировать преподаватель? 1. «Перестань говорить глупости!» 2. «Ничего себе, додумался!» 3. «Может быть, тебе найти другой вуз или подумать о другой специальности?» 4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?» 5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?» 6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Задача 8. Студент говорит преподавателю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый Вами предмет».

 Какой должна быть на это реплика учителя? 1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе». 2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!» 3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?» 4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится». 5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

Задача 9.  Что должен ответить ему на это преподаватель? 1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь». 2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, твои знания отнюдь не говорят об этом». 3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются». 4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе». 5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении». 6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Задача 10. Студент говорит преподавателю: «Я снова забыл подготовиться к семинарскому занятию».

Как следует на это отреагировать преподавателю? 1. «Ну вот, опять!» 2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?» 3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее». 4. «Я хотел (а) бы знать, почему?» 5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?» 6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Задача 11. Студент в разговоре с преподавателем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы Вы относились ко мне лучше, чем к другим студентам».

Как должен ответить педагог на такую просьбу обучающегося? 1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?» 2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!» 3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты». 4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен выделять тебя среди остальных студентов?» 5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других студентов, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?» 6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

 Задача 12. Студент, выразив преподавателю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Теперь Вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?»

Что должен на это ответить преподаватель? 1. «У тебя, мне кажется, комплекс неполноценности». 2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства». 3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы». 4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить». 5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать». 6. «Не волнуйся, и у меня в свое время не всё получалось».

Задача 13. Студент говорит преподавателю: «Мне не нравится то, что Вы говорите и представляете на занятиях». Каким должен быть ответ преподавателя? 1. «Это — плохо». 2. «Ты, наверное, в этом не разобрался». 3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится». 4. «Почему?» 5. «А что ты сам любишь и готов защищать?» 6. «На вкус и цвет товарища нет». 7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

 Задача 14. Студент, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из сокурсников, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».

 Как на это должен отреагировать преподаватель? 1. «Ну и что?» 2. «Никуда не денешься, все равно придется». 3. «Это глупо с твоей стороны». 4. «Он ведь тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой». 5. «Почему?» 6. «Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы.

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице.

Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Ключ: Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации.

Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

 Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемыми по всем 14 педагогическим ситуациям, поделенной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.

Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. Если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые

%d0%b3%d0%b0%d0%bb%d1%8f

 

23 комментария

  1. Константин:

    Спасибо, полезная подборка.

Post a Comment